Проблемы с речью у ребенка – когда стоит обратиться за помощью к логопеду?

© AFP 2024 / ERIC CABANISДва ребенка читают книгу в детском саду, фото из архива
Два ребенка читают книгу в детском саду, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.07.2022
Подписаться
По мнению эксперта, для развития речи у детей необходимы соответствующие возрасту график сна, питания и прогулок, чтение книг, прослушивание музыки, использование дидактических материалов.
БАКУ, 31 июл — Sputnik. Многие родители в наше время сталкиваются с такой проблемой, как нарушение речи у ребенка.
Факторы, влияющие на развитие речи, разделяют на биологические и социально-психологические. Как сказала специалист, эксперт министерства здравоохранения, логопед-дефектолог Айгюн Мехтиева, к биологическим факторам относят наследственные заболевания, поражение центральной нервной системы в перинатальном периоде, неврологические, психические, соматические заболевания и другие причины.
К социально-психологическим относятся воспитание детей в нездоровой среде, одновременное овладение детьми дошкольного возраста двумя языковыми системами, невнимание к развитию речи ребенка, педагогическая запущенность.
Одним из самых серьезных дефектов речи является заикание.
"У мальчиков данное нарушение встречается чаще, чем у девочек. К причинам заикания относят неврологические заболевания ребенка или родителей, наследственные факторы, психотравмы, поражения головного мозга, заболевания носоглотки, задержку речи, соматическую слабость ребенка. Заикающиеся дети имеют не только симптомы дефекта речи, но и психологические проблемы", - отметила логопед-дефектолог.
По ее словам, занятия с логопедом следует проводить детям, начиная с трех лет.
"Если ребенку два года, то целесообразно проведение психолого-педагогической или сенсорной терапии. А за консультациями к логопеду можно обращаться в любом возрасте. Иногда родители бывают обеспокоены недостатками речи своих детей, в то время как в ее развитии наблюдается положительная динамика. В таких случаях во время консультации специалист должен проинформировать родителей, что причин для беспокойства нет", - отметила Мехтиева.
Иногда правильно произносить звуки не дает короткая уздечка языка у детей. В таких случаях рекомендуют ее рассечение или подрезание.
Но логопедия не всегда требует проведения мини-операции на подъязычной мембране. Во время осмотра специалист выполняет различные движения, чтобы оценить подвижность языка ребенка.
"Если ребенок не может поднять кончик языка в сторону альвеол верхних зубов, тогда мини-операция рекомендована. Во время произношения звуков кончик языка должен подниматься к альвеолам верхних зубов. Когда уздечка языка короткая, сделать это невозможно, и потому ребенок неправильно произносит такие звуки как Р, Л, Ш, Ч, Д, T. Мы не рекомендуем родителям решать такие проблемы самостоятельно, без консультирования у специалиста", - подчеркнула эксперт.
По ее словам, есть дефекты речи, такие, как неправильное произношение звуков Р, Л, Ш, Ч, Д, Т и других, которые можно устранить всего за 10 занятий, а иногда для их исправления может потребоваться до 60-90 занятий. При дизартрии (невнятная речь - ред.) - одним из самых сложных речевых нарушений, логопедическая работа может быть длительной, с перерывами.
Мехтиева отметила, что неправильное произношение звука Р – наиболее часто встречающийся дефект речи и у детей, и у взрослых. Картавость обусловлена тем, что обычно мышцы языка пассивны, малоподвижны.
"Бывает, что причина этого дефекта речи – в короткой уздечке языка, а иногда дети картавят просто потому, что подражают взрослым, которые неправильно выговаривают звуки. Этот дефект речи также может быть вызван функциональными изменениями в коре головного мозга. При своевременном обращении к логопеду, то есть когда ребенку 5-6 лет, этот дефект можно устранить", - сказала логопед-дефектолог.
Звукокоррекция у детей, по словам Мехтиевой, в основном осуществляется имитационным и механическим методами. При механическом методе постановки звуков используются логопедические инструменты - зонды, шпатели, и даже пальцы логопеда.
Родители должны устанавливать правильный эмоциональный контакт с детьми еще с младенчества – это очень важно для развития устной речи до дошкольного возраста, добавила также специалист.
Нужно обучать малышей соответствующим их возрасту словам, читать им потешки, стишки, петь песенки, играть, разговаривая с ними, а когда дети становятся постарше, разучивать с ними детские стихи и песни, читать сказки.
Все это вкупе с правильным режимом дня, достаточным сном, полноценным и разнообразным питанием, активными прогулками, играми, позволит выработать у ребенка беглую речь и четкую дикцию.
Лента новостей
0