В чем выгода Зангезурского коридора

© Official website of President of Azerbaijan RepublicПрезиденты Азербайджана и Турции заложили фундамент автомобильной дороги Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбанд (Зангезурский коридор)
Президенты Азербайджана и Турции заложили фундамент автомобильной дороги Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбанд (Зангезурский коридор) - Sputnik Азербайджан, 1920, 22.07.2022
Подписаться
В российских СМИ в конце июня прошла информация, что Москва помогла Баку и Еревану договориться об автотрассе через Зангезур. Что это будет означать для региона - в материале Sputnik Азербайджан.
Вопрос транспортных связей в условиях мирового кризиса, глобальной инфляции и нарушения логистических цепочек сегодня крайне актуален.
Конечно, этот вопрос важен и для Азербайджана, который пытается сегодня диверсифицировать свои внешние поставки, ища новые рынки сбыта, а также предлагая свои инфраструктурные возможности для транзита товаров в северном и южном, западном и восточном направлениях.
Для самой России, экономика которой находится под давлением западных санкций, данная тема является попросту приоритетной. Естественно, что в подобных условиях РФ сделала ставку на экономическое взаимодействие, в первую очередь, со своими соседями – странами СНГ.
Напомним, что президент РФ Владимир Путин в ходе недавнего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил, что Россия формирует развитие транспортных коридоров для решения логистических проблем и помощи компаниям. В частности, российский лидер отметил, что рассчитывает на рост грузопотока по международному транспортному коридору (МТК) "Север-Юг" в скором времени, который позволит обеспечить устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией.
В этих условиях вопрос Зангезурского коридора, который соединит основную территорию Азербайджана с Нахчываном через территорию Армении, становится актуальным, так как он позволит Баку не только поставлять свои товары по этому коридору в Турцию, граничащую с эксклавом, но и подключать других желающих вывести свои грузы в порты Средиземноморья. К их числу также относятся страны Центральной Азии и Россия. Помимо всего прочего, этот коридор позволит поставлять турецкие и другие товары на Кавказ, в РФ и в страны Азии через Каспий.
Напомним, что по итогам второй Карабахской войны было подписано трехстороннее заявление на уровне лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве президента РФ, которое предполагает отдельным пунктом открытие Зангезурского коридора, налагая таким образом обязательство на армянскую сторону.
Накануне в российских "Известиях" прошла информация о том, что Москва помогла Баку и Еревану договориться об открытии автомобильной трассы в Зангезурском коридоре. Сообщается, что на последней встрече 3 июня вице-премьеры Азербайджана, России и Армении смогли согласовать маршрут будущей трассы за исключением отсутствующего участка в 6 км.
Издание указывает, что итоговому согласованию маршрута поможет российская государственная компания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), который направит своих экспертов в горную местность для нахождения инженерного решения прокладки дороги.
Также сообщается, что Баку и Ереван еще осенью прошлого года договорились отдельно по железнодорожному коридору в Нахчыван.
В ходе встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым в Баку стороны сообщили о достижении прогресса в работе над разблокированием коммуникаций в регионе.

Сроки открытия коридора

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев придерживается мнения, что опубликованную информацию необходимо рассматривать в контексте международных транспортных коридоров в прикаспийском регионе. По мнению эксперта, эти сведения неслучайно были обнародованы в преддверии VI Каспийского саммита, который прошел накануне в Ашхабаде.
По его словам, дату открытия коридора чисто технически обозначили в конце 2021 года еще до начала событий на Украине, однако ситуация на данный момент изменилась, и интерес к этому проекту повысился.
Он отметил, что Россия поддержала Азербайджан в вопросе коридора по той причине, что его открытие, даже при наличии всех технических сложностей, может быть реализовано раньше, чем полноценный железнодорожный коридор из Астары до Решта, который строится очень медленно.
В 2019-2020 годах, по словам собеседника агентства, российскому руководству стало понятно, что реальное продвижение к полноценному железнодорожному сообщению по западному створу международного транспортного коридора "Север-Юг" возможно только через Зангезурский коридор.
Говоря непосредственно о связи коридора с прикаспийскими государствами, он указал, что данный участок железной дороги вписывается в идеологию магистрали "Север-Юг".
"Если будем исходить из того, что VII Каспийский саммит пройдет через год в летние месяцы, я думаю, что говорить о реальном открытии этого коридора можно будет именно в этот период", – поделился мнением экономист.

Интерес России к коридору

Александр Караваев считает, что в условиях, когда Запад пытается исключить Россию из мировых экономических отношений, любая альтернатива выхода РФ на океанские порты выглядит как спасательный круг для многих субъектов внешнеэкономической деятельности страны и просто для ряда отраслей российской экономики.
"Однако тут необходима сеть посреднических усилий и схем для создания полноценной логистики в столь конфликтное время, которая сумела бы обходить барьеры финансовых и страховых ограничений. Нужно, чтобы транспортировка осуществлялась в максимально короткие сроки, как это соответствовало допандемийным стандартам между основными глобальными портами", – сказал Караваев.
Он предположил, что Зангезурский коридор будет функционировать как взаимодействие "Российских железных дорог", автотранспортных российских компаний с партнерскими компаниями прикаспийских стран, через которые проходят основные линии МТК "Север-Юг".
Экономист подчеркнул, что если данный МТК позволяет России выйти на порты Персидского залива, то Зангезурский коридор вкупе с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс поможет российским товарам достичь портов Средиземноморья.
"Это выход на Азию и Африку. Очевиден серьезный разворот транспортной стратегии России именно в этом направлении, так же как и в направлении российского Дальнего Востока. Вот это два ключевых направления российской транспортной стратегии, которая сейчас вышла из режима архивирования", – указал Караваев.

Три "кита" развития МТК "Север-Юг" и Зангезурского коридора

В качестве дополнительных стимулов для развития транспортных коридоров экономист назвал снижение тарифов на 1,3 тыс. российских товаров и отсутствие необходимости предъявления сертификатов качества от производителей этих товаров в рамках схемы параллельного импорта.
Вместе с тем он указал, что за март-апрель возникло более тысячи (в том числе и совместных с Россией) предприятий на территории Казахстана для обеспечения транспортно-логистического обслуживания.
"Мы имеем три интереса – применение новых таможенных пошлин, расширение двусторонней торговли, в частности, с прикаспийскими государствами, а также развитие транспортных и логистических компаний стран, через которые проходит этот коридор", – отметил Караваев.
По его словам, главными выгодоприобретателями от проекта "Север-Юг" будут Россия, Азербайджан, Иран, а теперь еще и Турция, для которой проект становится одним из способов взаимодействия с Россией и вклада в этот сегмент общеевразийской экономики.
Лента новостей
0