Формула 1: сезон 2022
Последние новости из мира автогонок, интересную информацию о жизни гонщиков Ф-1, календарь Формулы 1, а также результаты Гран-при – читайте на сайте Sputnik Азербайджан.

Насколько выгодно Азербайджану проводить гонки "Формулы 1"?

© AFP 2022 / NATALIA KOLESNIKOVAГран-при Азербайджана "Формулы-1" 2022 года
Гран-при Азербайджана Формулы-1 2022 года - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
На Гран-при Азербайджана 2022 года прибыло рекордное количество иностранных граждан, рассказал исполнительный директор BCC Ариф Рагимов.
БАКУ, 16 июн — Sputnik. Не успели жители столицы отойти от эмоций прошедшего Гран-при Азербайджана "Формулы 1", а также некоторых неудобств, связанных с его проведением, как распространилась информация о том, что местные организаторы готовы задержать "королевские гонки" на улицах Баку еще на несколько лет.
Исполнительный директор операционной компании Baku City Circuit (BCC) Ариф Рагимов на днях заявил местным СМИ о начатых с боссами "Формулы 1" переговорах о продлении контракта на проведение гоночного уик-энда.
Текущий контракт рассчитан до 2024 года включительно. Изначально соглашение рассчитано до 2023 года, но было продлено еще на один года из-за отмененного в связи с пандемией коронавируса Гран-при Азербайджана 2020 года.
Учитывая, что вероятность продления контракта достаточно велика (бакинская гонка является одной из зрелищных в сезоне и дважды признавалась одной из лучших), то в связи с этим возникает вопрос: насколько выгодно Азербайджану проводить гонки "Формулы 1"?

Траты на проведение Гран-при Азербайджана

Одной из главных расходных статей организаторов этапов "Формулы 1" являются взносы за право проведения "королевских гонок" на своей территории. Причем эта сумма не фиксированная, а отличается для каждого организатора Гран-при.
Размер взносов является коммерческой тайной и нигде официально не разглашается. Тем не менее, существуют неофициальные данные: по информации Business Book GP, взнос Азербайджана за проведение гонок в 2018 году составлял примерно 47 миллионов евро (83,4 млн манатов). Столько же в том году заплатили организаторы Гран-при в России, Бахрейне, Китае, Австралии и Австрии.
Гонки в Сингапуре и Абу-Даби обошлись тогда еще дороже – 59 млн евро (104,7 млн манатов) и 63 млн евро (111,8 млн манатов) соответственно. При этом лицензионный взнос, как правило, ежегодно увеличивается на 5-10%.
Заметим, что весомую часть расходов на проведение Гран-при берет на себя "Формула 1". К примеру, по меньшей мере семь грузовых самолетов с оборудованием прилетают в Баку с предыдущего этапа за счет "Ф1".
Возвращаясь к расходам организаторов, то на их плечи ложится местная логистика, спортивная организация, развлекательная программа, маркетинг и техническое обслуживание трассы.
Благодаря тому, что в Баку трасса "Формулы 1" - городская, организаторы Гран-при Азербайджана избавлены от больших расходов, которые требует содержание стационарного автодрома.
Стоит отметить, что в 2016 году при организации первой гонки в Баку расходы были достаточно велики, так как необходимо было закупить соответствующее оборудование и положить асфальт, отвечающий стандартам "Формулы 1". Но то были разовые траты. К примеру, асфальтовое покрытие на бакинском городском кольце то же самое, что и шесть лет назад.

Какая выгода от "Формулы 1"

Основная статья доходов городов-организаторов гонок "Формулы 1", в том числе и в Баку - это продажа билетов, а также другие сопутствующие траты любителей автоспорта и туристов в период гоночного уик-энда. У гонки также может быть титульный спонсор, но у бакинского этапа его нет (один год им был SOCAR).
По данным BCC, с 2016 по 2019 годы общий экономический эффект от проведения гонок "Формулы 1" в Баку составил 506,3 млн долларов (860 млн манатов). Заметим, что финансовых данных по Гран-при Азербайджана 2022 года еще нет, а в прошлом году гонка проводилась без зрителей.
Упомянутые 506,3 млн долларов включают в себя как прямые, так и косвенные доходы. В них 24,5% составила доля туристического и транспортного секторов, которые напрямую связаны с обслуживанием гоночных уик-эндов. В целом общая оценка прямых доходов за четыре года проведения "королевских гонок" в Баку составляет 300,6 млн долларов (511,7 млн манатов).
Соответственно, косвенные доходы, которые формируются от продажи товаров и услуг, составляют 205,7 млн долларов (350 млн манатов). Кроме того, косвенные доходы включают в себя 53 млн долларов (90 млн манатов) - это средства от растущего туристического потока в столицу, вызванного проведением "Формулы 1".
В BCC также отмечают, что в связи с проведением в Баку "королевских гонок" были созданы тысячи рабочих мест, которые по большей части заняли представители азербайджанской молодежи - и это также способствовало положительному влиянию на экономику.
В отношении туристического потока, конечно же, стоит сделать небольшую оговорку, так как после 2019 года грянула пандемия коронавируса, которая как раз-таки ударила по туризму. Но в постковидный период турпоток постепенно будет восстанавливаться до прежних, допандемийных показателей.
Об этом, кстати, свидетельствует и количество проданных билетов на Гран-при Азербайджана 2022 года. В частности, по словам того же Рагимова, гонку в Баку в этом году посетило рекордное количество иностранных гостей (более десяти тысяч).
Так что, имея на руках данные по доходам от проведения гонок "Формулы 1" в Баку в доковидный период, а также видя растущий интерес к ним в постковидное время, желание организаторов Гран-при Азербайджана проводить в Баку "королевские гонки" и после 2024 года выглядит вполне логичным.
Лента новостей
0