За счет чего Южный Кавказ может стать важным транспортным узлом

© AFP 2022 / SAKIS MITROLIDISГрузовики на трассе, фото из архива
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.05.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Важно, что регион, особенно Азербайджан, в контексте транзитных путей Евразийского региона не подвержен международным ограничениям, считает эксперт.
БАКУ, 11 мая — Sputnik. Южный Кавказ обладает неиспользованным потенциалом и может стать важным транспортным и торговым узлом, говорится в статье Аяза Мусеибова, опубликованной в американском издании National Interest.
Глава департамента Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана Мусеибов пишет, что ситуация вокруг Украины и антироссийские санкции нарушили мировые торговые связи и вызвали рост транспортных и страховых расходов. Это в итоге затронуло глобальные цепочки производства и сбыта в самых разных отраслях.
"Бизнес-лидеры и политики все больше осознают острую необходимость в альтернативных транспортных и логистических маршрутах. Сегодня многие понимают, что Южный Кавказ обладает в этом отношении неиспользованным потенциалом и находится на пути становления как важный транспортный и торговый узел", – отмечает автор.
При этом диверсификация торговых путей отвечает интересам всех сторон.
По мнению Мусеибова, так совпало, что потенциал Южного Кавказа как надежного поставщика энергоресурсов вызывает новый интерес в свете последних геополитических событий.
"Как существующая инфраструктура, так и совершенно новые инициативы показывают, что регионы Центральной Азии и Южного Кавказа обладают нетронутым потенциалом, чтобы служить надежными энергетическими и торговыми коридорами", – говорится в статье.
Автор отмечает, что Южный Кавказ только выигрывает от географического расположения.
В подобных условиях возрастает значение двусторонних, трехсторонних и многосторонних соглашений, способных развивать южнокавказские маршруты, в том числе и Транскаспийский международный транспортный коридор (ТМТМ).
Мусеибов напоминает, что Азербайджан и Грузия недавно договорились о создании совместного предприятия, которое будет решать вопросы, связанные с тарифами, декларированием грузов, использованием единых IT-решений и консолидацией транзитных грузов для ТМТМ.
Также планируется включение каспийских морских портов в международный коридор "Север-Юг" и его расширение за счет Ирана, стран Персидского залива, Северной Африки и Индии.
"Казахстанские железные дороги" и "Азербайджанские железные дороги" недавно подписали соглашение по совместным проектам в логистике. Компании обсудили дальнейшее развитие перевозок по ТМТМ, отметили важность увеличения его пропускной способности и уменьшения транзитного времени.
По мнению Мусеибова, несмотря на то, что грузооборот по ТМТМ все еще мал по сравнению с перевозками между ЕС и Китаем, инфраструктурные реформы в регионе смогут увеличить потенциал этого маршрута.
"Наконец, следует отметить, что и Иран, и Азербайджан готовятся к работе над проектом дороги через Иран в азербайджанский эксклав Нахчыван, а оттуда на мировые рынки", - указывает эксперт.
Две страны недавно подписали меморандум о взаимопонимании по установлению новых коммуникационных связей, который включает строительство необхоимой инфраструктуры для транспортных маршрутов, отмечает Мусеибов, добавляя, что это фактически появление еще одного транспортного коридора.
На региональной повестке дня также стоит вопрос открытия Зангезурского коридора, который поможет расширению и развитию ТМТМ, считает автор.
По его мнению, самым важным аспектом региона Южного Кавказа, особенно Азербайджана, в контексте транзитных путей Евразийского региона является то, что он не подвержен никаким международным ограничениям.
А с учетом реализации ряда успешных, в том числе и транспортных, проектов в регионе Южный Кавказ открыт для бизнеса и способен сотрудничать с рядом игроков.
Лента новостей
0