Названа альтернативная площадка для транзита грузов из Турции в РФ

© Sputnik / Konstantin Mihalchevskiy / Перейти в фотобанкГрузовой поезд, фото из архива
Грузовой поезд, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 05.05.2022
Подписаться
Российский эксперт рассказал о пользе и перспективах развития транспортного проекта "Север-Юг" для Азербайджана, России и Турции в условиях западных санкций.
БАКУ, 5 мая - Sputnik. Вопрос наращивания Россией товарооборота с союзниками в условиях антироссийских санкций сегодня крайне актуален. С учетом того, что санкции фактически сломали многие логистические цепочки, Москва рассматривает различные проекты транспортных коридоров, в том числе и "Север-Юг", который проходит через Азербайджан. Об этом сказал научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, комментируя Sputnik Азербайджан, насколько проект "Север-Юг" сегодня важен для РФ, и какую пользу он может принести его участникам, в том числе Азербайджану.
Напомним, ранее вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что транспортный коридор "Север-Юг" приобретает актуальность с учетом закрытия границ.
"Если раньше это была задача на перспективу, то сегодня это - срочная задача. Потому что в ближайшие годы она станет основой нашего транспортного сообщения", – заявил он.
А первый заместитель гендиректора ОАО "Российские железные дороги" Сергей Павлов указал, что часть российских грузопотоков переориентирована на южное направление, в том числе и через транспортный коридор "Север-Юг", Транскаспийские маршруты, а также Азербайджан и Казахстан.

Несделанное домашнее задание

Проект "Север-Юг" в 2000-х годах изначально задумывался Россией, Индией и другими участниками, как возможность сокращения транспортной дистанции между рынками, потенциальными отправителями грузов и производителями различной продукции в Юго-Восточной Азии и в Европе, говорит Караваев.
Еще одной целью разработки проекта экономист назвал желание перевести основные потоки грузов на железнодорожные рельсы в условиях достижения предела потенциального роста объемов перевалки в европейских портах.
По его словам, на момент создания в самом проекте не было никакого импульса, кроме непосредственного экономического интереса, но его было достаточно мало – "слишком много предполагалось вложений в маршрут, нужно было отладить транзитный путь через постсоветское пространство на уровне транспортных хабов Европы".
"Сейчас ситуация, по понятным причинам, кардинально меняется, и то, что не было сделано в рамках развития маршрута и полноценной логистики вдоль МТК "Север-Юг", теперь выглядит как несделанное домашнее задание. Потому что, если сейчас эта логистика и полноценная железнодорожная коммуникация через Иран, Азербайджан в сторону России и северной Европы была бы отлажена, то это сняло бы много вопросов касательно масштабных поставок различных видов российского топлива – в первую очередь нефти и угля – на внешние рынки Юго-Восточной Азии", – считает Караваев.
Он особо отметил, что транзит топлива, а также зерна, "делает погоду" в развитии любого транспортного канала с точки зрения экономики России.

Перевалка грузов через Азербайджан

Эксперт предполагает, что в таких условиях необходимо налаживать инфраструктуру в том виде, в котором она есть, минимизируя стыковочные трансвидовые узлы, связанные с перевалкой с железной дороги на автотранспорт.
Через турецкие порты возможна перевалка тех грузов, которые не могут быть доставлены по причине санкций в российские порты на Черном море. Турецкие порты можно использовать как перевалочную базу для дальнейшего следования по железной дороге из Карса в Тбилиси и далее в сторону России через территорию Азербайджана, считает он.
"Те механизмы, которые Россия предлагает, прежде всего, в железнодорожной логистике – тот же "Агроэкспресс", или отлаженная и ускоренная перевалка грузов между Ираном и ЕАЭС, призваны привлечь товарную базу для МТК в расширении возможностей маршрута. Вдоль него необходимо создавать совместные предприятия, возможно, через свободные экономические зоны, а можно создавать совместные предприятия для того, чтобы российские производители смогли бы распределять риски и проблемы, вызванные с блокированием поставок различной компонентной базы и сырья для производства товаров внутри России", – резюмировал Караваев.
МТК "Север-Юг" был создан в 2000 году с целью двукратного сокращения транспортной связи от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи и обратно, а также для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию России через Каспийское море. Инициаторами проекта стали Россия, Иран и Индия, подписавшие межправительственное соглашение о создании коридора.
Азербайджан присоединился к соглашению в 2005 году.
Лента новостей
0