Транскаспийский маршрут усилит транзитную роль Баку - эксклюзив

© AFP 2023 / STRКонтейнеры на порту, фото из архива
Контейнеры на порту, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 04.05.2022
Подписаться
Генсек Транскаспийского маршрута Гайдар Абдикеримов рассказал, какие работы ведут Азербайджан и Казахстан для увеличения пропускной способности международного транспортного маршрута.
После возникновения проблем с воздушными перевозками из-за напряженной геополитической ситуации в мире роль транспортно-логистических коридоров приобрела особое значение.
Наземные поставки по железной дороге, морю и автодорогами предотвращают срыв глобальных цепочек поставок, а также позволяют снизить затраты на логистику.
Одним из важных маршрутов поставок из Китая в Европу сегодня является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ/Middle Corridor), который призван поставлять товары с китайско-казахстанской границы до Европы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию.
Об увеличении загруженности по Транскаспийскому МТК свидетельствуют и цифры. Так, согласно данным "НК "Қазақстан темір жолы", в январе-марте 2022 года по маршруту перевезено 266,3 тыс. тонн, что на 123% больше аналогичного периода 2021 года. Контейнерные перевозки за указанный период составили 5847 Двадцатифутовый эквивалент (TEU), что на 19% больше, чем в январе-марте прошлого года.

Транзитная роль региона растет

Генеральный секретарь ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Азербайджан, что на сегодняшний день нагрузка на маршрут резко возросла. В связи с этим в глобальной цепочке повысилась роль региональных стран, которые участвуют в ТМТМ.
"Недавно президент Азербайджана спустил на воду новый паром (судно-паром "Зарифа Алиева" ред.). Замечательная история для нас, так как это будет расширять наши возможности в плане пропускной способности", - сказал Абдикеримов.
По его словам, такие поэтапные шаги, которые предпринимаются странами-участниками Транскаспийского маршрута, укрепляют транзитную роль Азербайджана, Грузии, Казахстана, стран Центральной Азии, Китая и стран Южной Европы.
"Маршрут изначально задумывался для транзита именно китайских грузов в сторону стран Южной Европы. Таким образом, мы сегодня работает именно в этом направлении", - сказал генсек ТМТМ.
Абдикеримов отметил, что сегодня протяжённость Транскаспийского маршрута составляет свыше 11 тыс. км с очень большой разветвленностью. При этом, на каждом участке маршрута разные пропускные способности.
"На некоторых участках пропускная способность достигает около 17 млн. тонн и где-то даже 23 и 27 млн тонн грузов в год. Если брать в общем, по узкому месту это где-то на сегодняшний день где-то 4,5-5 млн тонн грузов в год", - рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.

СП Азербайджана и Казахстана для расширения ТМТМ

По словам Абдикеримова, на сегодняшний день ведется планомерная работа по созданию совместного предприятия (СП) между Азербайджаном и Казахстаном для поэтапного расширения пропускной способности маршрута.
"Мы его запланировали на 2023 год, и в этом ключе мы сейчас ведем определенную работу, которая будет озвучена уже в следующем году", - рассказал он.
Данное СП станет единым транзитным оператором, который будет выступать как хозяйствующий субъект и осуществлять перевозку на Транскаспийскому маршруте. Сейчас концепция и бизнес-модель этой СП еще определяется, есть общее видение, но подробно и детально говорить о ней еще рано, отметил Абдикеримов.
"Мы сейчас готовим дорожную карту для того, чтобы синхронизировать все госорганы стран-участников, контролирующие сферу транзита, экспорта, импорта и перевозок. И мы сейчас стараемся гармонизировать все операции, чтобы не терять много времени на оформление документов на перевозки", - рассказал генсек ТМТМ.
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.04.2022
МТК могут превратить Азербайджан в международный хаб
Лента новостей
0