МТК могут превратить Азербайджан в международный хаб

© AFP 2024 / SAKIS MITROLIDISГрузовики на трассе, фото из архива
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.04.2022
Подписаться
Доктор экономических наук рассказал о потенциале Азербайджана, как транзитной площадки для международных транспортных коридоров, а также роли Баку в МТК "Север-Юг".
Азербайджан обладает всеми возможностями для превращения в полноценный хаб, с учетом перспектив развития международных транспортных коридоров (МТК) "Север-Юг" и "Восток-Запад", проходящих через его территорию. Об этом сказал доктор экономических наук, профессор Эльшад Мамедов, комментируя Sputnik Азербайджан значимость развития МТК для Баку, и то, какую роль может сыграть страна для России в условиях санкций.
Напомним, ранее российский вице-премьер Александр Новак заявил об актуальности МТК "Север-Юг" в условиях закрытых границ. Более того, он предположил, что транспортный коридор станет основой транспортного сообщения РФ.
В свою очередь, Всемирный банк недавно выпустил прогноз, согласно которому появившиеся после войны в Карабахе возможности разблокировки коммуникаций в регионе Южного Кавказа приведут к значительному повышению эффективности транспорта и логистики, и росту грузовых потоков.
ВБ даже разработал стратегию и план действий по указанным направлениям в качестве приоритетов для Азербайджана и Грузии с целью развития Транскаспийского международного транспортного маршрута ("Восток-Запад").

"Север-Юг": изолировать Россию не получится

Роль соседних для РФ стран в реализации транспортной политики, осуществлении экспортно-импортных операций в нынешних условиях еще больше возрастает, считает Мамедов. По его словам, обойтись без России, либо изолировать ее в мировой экономике - не получится, а Азербайджан вправе рассчитывать на свою нишу.
"Дело в том, что это будет просто переориентация исходящих из и идущих в Россию определенных товарных потоков. В этом контексте Азербайджан получает весьма внушительные для масштабов своей экономики возможности, в частности, проект "Север-Юг". Эксперты некоторых стран до поры до времени относились к нему скептически. Сегодня же он наполняется определенным смысловым содержанием в существующих реалиях", – подчеркнул экономист.
Вместе с тем, указывает Мамедов, Азербайджан также получает дополнительные перспективы в плане развития маршрута "Восток-Запад".
"Мы знаем, что ради поставок из самого быстрорастущего региона в мире - Юго-Восточной Азии в Европу Азербайджан реализовал через свою территорию проект "Восток-Запад", – говорит профессор.

Реализация продукции на внешних рынках

Он особо отмечает, что в вопросе транспортно-логистических коридоров в любом случае будет конкуренция, потому что будет работать не только маршрут через Азербайджан, так как есть альтернативные варианты поставок.
"Нашим транспортным операторам нужно вести сбалансированную, разумную маркетинговую политику, чтобы завладеть большей долей рынка. Все это в конечном итоге увеличивает возможности нашей страны, хотя, хочу особо подчеркнуть, что в плане диверсификации транспортно-логистических возможностей необходимо делать упор все же в первую очередь на реализацию экспортно-импортных операций, связанных с реальным сектором отечественной экономики, а не на транзитные возможности", – полагает Мамедов.
По его мнению, Азербайджану сегодня нужно наращивать внутреннее производство посредством прироста инвестиций, чтобы эти МТК-коридоры позволяли реализовывать произведенную в Азербайджане продукцию на внешних рынках.
"В то же время, если речь идет об импорте, то мы должны приобретать те технологические решения, которые позволили бы увеличивать внутреннее производство в Азербайджане. Вот это очень важно. Я думаю, что об этом не нужно забывать", – резюмировал он.
МТК "Север-Юг" был создан в 2000 году с целью двукратного сокращения транспортной связи от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи и обратно, а также для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию России через Каспийское море. Инициаторами проекта стали Россия, Иран и Индия, подписавшие межправительственное соглашение о создании коридора.
Азербайджан присоединился к соглашению в 2005 году.
МТК "Восток-Запад" был учрежден в 2013 году при непосредственном участии "АЖД", Бакинского международного морского торгового порта и Азербайджанского каспийского морского пароходства. Коридор пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.
Грузовики - Sputnik Азербайджан, 1920, 25.04.2022
Минск оценил перспективы логистических цепочек с участием Баку
Лента новостей
0