К взрыву на Торговой: ждать ли страховку владельцам поврежденного имущества

© Sputnik / Murad OrujovНа месте взрыва, произошедшего 3 апреля 2022 года на объекте, расположенном по улице Тарлана Алиярбекова в Сабаильском районе
На месте взрыва, произошедшего 3 апреля 2022 года на объекте, расположенном по улице Тарлана Алиярбекова в Сабаильском районе - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.04.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Согласно отчету Центробанка АР, страховой сектор в стране растет небольшими темпами, при этом выплаты по страховым случаям почему-то сокращаются. В чем проблемы отрасли?
БАКУ, 6 апр — Sputnik. Взрыв, который произошел на днях в кафе в центре Баку, кроме человеческих потерь, привел к разрушениям в здании, в подвале которого располагался, и повреждениям автомобилей.
Согласно последним данным, в результате взрыва, жертвой которого стал один человек, а 37 получили ранения, также повреждены 14 автомобилей, одна квартира и два нежилых помещения.
Получат ли владельцы поврежденных автомобилей, жилых и коммерческих помещений страховые компенсации, и почему в Азербайджане в целом не доверяют страховому сектору, выяснял Sputnik Азербайджан.

Недоверие к страховщикам

Адвокат по экономическим спорам Акрам Гасанов считает, что на финансовом рынке Азербайджана наиболее слабо развит именно страховой сегмент.
Причиной этому, по его мнению, является недоверие граждан страховым компаниям. Очень часто возникают проблемы со страховыми компаниями, которые уклоняются от выплаты компенсации, рассказал эксперт.
"Однако в случае со взрывом, проблем с выплатами не должно быть. Хотя необходимо посмотреть на страховые договора. Иногда страховые компании делают исключение по случаям. Поэтому каждый конкретный случай будет зависеть от страхового договора", - рассказал Гасанов Sputnik Азербайджан.
По словам адвоката, что касается жилья и коммерческих помещений, пострадавших от взрыва, выплат скорее всего не будет, потому что там, как правило, помещения не страхуются.
"По закону в стране прописано обязательное страхование недвижимости, но на практике очень редко кто покупает полис. Поэтому те, у кого такой страховки нет, естественно, ничего не получат", - сказал адвокат.

Взаимное страхование повысило бы доверие клиентов

Основная проблема азербайджанского рынка страхования, по словам Гасанова, заключается в том, что в стране практикуется только традиционное страхование, а кооперативного (взаимного) страхования в Азербайджане нет. А оно как раз для таких случаев во многих странах и существует.
"В чем разница между традиционным и взаимным страхованием? При традиционном страховании я прихожу в страховую компанию, прошу застраховать мой автомобиль и произвожу оплату какого-то взноса, например, в размере 100 манатов. И все, автомобиль страхуется на один год. Если в течение года страховой случай происходит, мне его компенсируют. Если нет, то мои деньги становятся доходом этой страховой компании", - рассказал адвокат.
По словам Гасанова, при взаимном страховании создается страховой фонд, куда участники фонда вносят свои взносы за страховку.
"И из этих денег страховой компании выделяется некая прибыль изначально. Например, если в страховом фонде числятся тысячи человек, мы вносим по 100 манатов, и в итоге в страховом фонде формируется капитал в 100 тыс. манатов. Из них 40 тыс. берет себе страховая компания сразу как прибыль. Остальные 60 тыс. остаются в фонде, и если у кого-то из этих 1000 человек произойдет страховой случай, оттуда выплачивается. А то, что остается в фонде, это все еще деньги клиентов страховой компании, и они не перечисляются как доходы страховой компании", - объяснил Гасанов.
При этом участники страхового фонда к концу года могут поделить между собой оставшиеся деньги, либо добавить к этим деньгам определенную сумму и продолжить страхование на следующий год, отметил эксперт.
Преимуществом такого вида страхования, по мнению Гасанова, является то, что, во-первых, деньги клиентов не пропадают, если страхового случая не будет. Во-вторых, у страховой компании в этом случае не возникает соблазна отказывать от компенсации, считает он.
"Потому что, если при традиционном страховании компания понимает, что все, что не выплатит, это будет ее доход, то в данном случае все, что не выплатит, все равно страховой компании не достанется. К сожалению, такого вида страхования в Азербайджане нет. Если бы в стране внедрили взаимное страхование, то у людей доверия к страховой системе было бы больше", - сказал Гасанов.

Цифры говорят о росте страхового сектора

Согласно отчету Центрального банка Азербайджана (ЦБА), в январе-феврале текущего года по линии 20 страховых компаний в Азербайджане было собрано страховых взносов на сумму 178,307 млн манатов, что на 11,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сумма выплат, осуществленных страховыми компаниями за отчетный период, составила 38,936 млн манатов, что в 2,6 раза меньше, чем годом ранее.
На каждые 100 манатов, собранных на страховом рынке за два месяца, было выплачено 21,8 маната. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил 62,4 маната.
Лента новостей
0