Карабах, вектор Москва-Баку и ЕАЭС: чего ждать Азербайджану в 2022 году

© Sputnik / Murad OrujovФлаги России и Азербайджана, фото из архива
Флаги России и Азербайджана, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.01.2022
Подписаться
Тема ЕАЭС наверняка будет возникать в медиа-пространстве и в этом году, возможно, став позитивным фоном для различных форм экономического сотрудничества Москвы и Баку, считает эксперт.
В 2022 году на отношения Москвы и Баку существенное влияние по-прежнему будет оказывать посредническая роль России в переговорах между Азербайджаном и Арменией, а также деятельность российских миротворцев в Карабахе, рассказал в интервью Sputnik Азербайджан ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
- Какие шаги были предприняты Россией в постконфликтной ситуации для мира между Азербайджаном и Арменией?
- По сути, переговоры между Баку и Ереваном при посредничестве России до сих пор задают фарватер процесса урегулирования в регионе.
Любая активность представителей США и ЕС в отношениях с Азербайджаном и Арменией, как правило, подстегивает слухи о дальнейшем усилении их конкуренции с Москвой в рамках переговорного процесса.
Но все же пока больше вероятности, что Вашингтон и Брюссель в 2022 году предпочтут, ограничиваясь периодической "демонстрацией флага", на деле не погружаться в переговорный процесс слишком глубоко, надеясь позже получить политические очки и симпатии общественности в регионе уже на критике посреднических усилий России.
В частности, администрация Джозефа Байдена в новом году, скорее, будет проявлять внимание либо к более глобальным темам (вспомним одну из значимых для нее тем изменения климата), либо к зонам напряженности, пользующимся большим вниманием у западной политизированной аудитории (в том числе, например, на Корейском полуострове).
- Удалось ли азербайджано-российские отношения вывести на новый уровень после войны?
- В сфере российско-азербайджанских отношений выше стал как уровень ожиданий (например, в связи с перспективой разблокирования коммуникаций в регионе), так и уровень рисков.
Например, как показывает мировой опыт, деятельность любого миротворческого контингента периодически создает поводы для недовольства всех вовлеченных в конфликт сторон - как минимум на уровне общественности. Отношения Москвы и Баку в этом смысле показали неплохой запас прочности.
Кроме того, можно предположить, что без усилий Москвы на фоне напряженной обстановки на азербайджано-армянской границе в августе 2021 года вряд ли произошло бы возобновление работы трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров Азербайджана, России и Армении.
Это можно рассматривать и в контексте двусторонних отношений Москвы и Баку – с учетом заинтересованности Азербайджана в скорейшем разблокировании транспортных коммуникаций в регионе (вспомним, что Ильхам Алиев еще в декабре 2020 года анонсировал начало работ по строительству железной дороги до границы с Арменией) и экономических интересов России в той же сфере.
- Какие важные события этого года в отношениях России и Азербайджана вы бы отметили?
- В центре публичного внимания в 2021 году было, в первую очередь, взаимодействие Москвы и Баку по вопросам урегулирования азербайджано-армянских отношений.
При этом интенсивность встреч Ильхама Алиева и Владимира Путина в течение года была несколько выше, чем в 2020-м или допандемийном 2019 году. Возможно, в 2022 году активизируются и контакты наших государств на уровне глав правительств.
Можно вспомнить, что премьер Азербайджана Али Асадов в ходе визита в Москву в мае 2021 года приглашал своего российского коллегу Михаила Мишустина посетить Баку. Тем более, что зарубежные поездки действующего российского премьера до сих пор были связаны, прежде всего, именно с постсоветским пространством. В новом году нельзя исключать визита Мишустина в Азербайджан, особенно в случае заметных подвижек в рамках переговоров по разблокированию коммуникаций в регионе.
Среди сюжетов, затрагивающих обе страны, можно отметить обсуждение перспектив взаимодействия Азербайджана и ЕАЭС.
Как известно, еще до резонансного декабрьского предложения Нурсултана Назарбаева предоставить Азербайджану статус страны-наблюдателя в ЕАЭС, тема сотрудничества Баку с этой организацией обсуждалась в информационном пространстве, например, незадолго до заседания Межправительственного совета ЕАЭС в апреле 2021 года.
Судя по недавнему осторожному комментарию официального представителя МИД РФ Марии Захаровой по поводу перспектив сотрудничества Баку с этой организацией (с оговоркой, что решение о повышении уровня взаимодействия союза с каким-либо государством "принимается с согласия всех государств-членов"), в России не ожидают быстрых подвижек в этом вопросе.
Однако тема наверняка будет возникать в медиа-пространстве и в 2022 году, возможно, став вполне позитивным фоном для различных форм экономического сотрудничества Москвы и Баку.
- Чего ожидать в начавшемся году?
- Стоит помнить, что в апреле 2022 года будет отмечаться 30-летие установления дипломатических отношений между Россией и Азербайджаном. Этот один из факторов, на фоне которого в новом году может возрасти интенсивность двусторонних контактов, включая проведение мероприятий с участием президентов двух государств. В частности, вполне вероятно проведение в течение весны 2022 года встречи Ильхама Алиева и Владимира Путина, приуроченной к этому юбилею.
Наверняка продолжится военно-техническое сотрудничество Москвы и Баку – тем более, что Ильхам Алиев в сентябре 2021 года упоминал, что Азербайджаном были поданы заявки на приобретение новой продукции российского производства в этой сфере.
В 2022 году на отношения Москвы и Баку существенное влияние по-прежнему будет оказывать посредническая роль России в переговорах между Азербайджаном и Арменией, а также деятельность российских миротворцев в Карабахе.
В частности, официальными лицами Азербайджана и Армении в новом году, вероятно, будут подниматься вопросы, связанные с нюансами функционирования Лачинского коридора, что может требовать реакции как командования миротворческого контингента, так и официальной Москвы.
Вполне вероятны новые всплески вооруженной эскалации на азербайджано-армянской границе (что также потребовало бы дополнительных посреднических усилий России). Впрочем, не исключено, что шаги Анкары и Еревана по нормализации отношений могут стать дополнительным сдерживающим фактором и для повторения между Азербайджаном и Арменией масштабных вооруженных инцидентов, сопоставимых с событиями 16 ноября 2021 года.
Лента новостей
0