"Эффект Манделы": в чем подвох феномена ложных воспоминаний?

© AP Photo / Themba HadebeНельсон Мандела, фото из архива
Нельсон Мандела, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.12.2021
Подписаться
Чтобы испытать на себе таинственный "эффект Манделы", пройдите наш тест. В конце вы узнаете ответ, что происходит с вашей памятью. И, поверьте, он вас очень удивит.
Помните известную новогоднюю песню из любимой многими "Карнавальной ночи" в исполнении Людмилы Гурченко? В ней есть еще такие строчки: "Пять минут, пять минут, это много или мало…"?
Конечно помните! Вот, только, является ли содержание нашей памяти тем, что было на самом деле? Не может ли быть так, что все мы коллективно заблуждаемся? И могут ли пробелы в памяти происходить у всех одновременно?
В чем же здесь подвох, и при чем здесь африканский лидер Нельсон Мандела? Вопросов много, и мы на все дадим ответ. Но для начала пройдите тест Sputnik Азербайджан, чтобы проверить принцип действия "эффекта Манделы".
1 из 17
Где и когда умер борец с апартеидом Нельсон Мандела?

Секреты памяти: делаем разбор ошибок

Итак, реальные факты почему-то перестали совпадать с воспоминаниями многих людей. Наверняка вы в раздумьях или, как минимум, удивлены. Тем более, что процент дающих ошибочные ответы близок к цифре 100.
Что это? Массовый гипноз, фейк ньюс, сбой матрицы, эффект бабочки или параллельные миры? А может это эксперименты правительства по принципу "Министерства правды" из романа Оруэлла "1984" — изменение прошлого?
Все перечисленное можно отнести к "эффекту Манделы", когда у большого количества людей одинаковые ложные воспоминания. Мы не оставим вас один на один с этой проблемой и поможем разобрать каждый ответ. Итак.

Мандела и его феномен

Первый вопрос про Нельсона Манделу и является примером, давшим начало феномену с одноименным названием.
"Эффект Манделы" - совпадение у многих людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам. Так называемая, ложная коллективная память.
Дело в том, что в 2013-м большое количество людей в интернете внезапно начало обсуждать смерть политического и государственного деятеля Нельсона Манделы. Люди были убеждены, что политик скончался в тюрьме в 1980-х. Кроме того, они даже могли вспомнить выпуски новостей с сообщениями о смерти Нельсона Манделы.
Между тем, политик был освобождён в 1990-м, успел побыть президентом страны и только после этого скончался в 2013-м.
Для объяснения этого ложного коллективного воспоминания, а также других примеров, американская писательница Фиона Брум, называющая себя "консультантом по паранормальным явлениям" и издавшая несколько десятков книг, придумала термин "эффект Манделы".
В США даже был снят фильм "Эффект Манделы" (The Mandela Effect, 2019) со слоганом – совершите путешествие по лабиринтам памяти. И хоть сама Брум объясняет данный эффект с помощью псевдонаучных теорий (результат перемещения человека в альтернативную реальность), мы не станем поддаваться ее идеям, а обратимся к более правдоподобным объяснениям.
Психологи объясняют "эффект Манделы" ложной памятью и социальными эффектами. Это называется конфабуляцией - ложные воспоминания, когда факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в другое время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.
В научных статьях объяснения сводятся к тому, что память работает как сломанный телефон: каждый раз ты вспоминаешь последнюю версию того, что вспоминаешь, а не изначальное событие. Коллективные ложные воспоминания — это стремление людей облегчить бремя информации, трудной для восприятия, а также заполнить пустоты, образовавшиеся в воспоминаниях, собственными домыслами.
В случае с Манделой произошла подмена воспоминаний. Экс-президент ЮАР скончался в возрасте 95 лет. До этого он сидел по политической статье 26 лет в тюрьме, потом стал президентом.
Пока он страдал, о нем очень часто писала пресса, и это хорошо запечатлела человеческая память. Но когда он вышел и стал президентом, пошла рутина. Более того, ему приходилось решать очень сложные задачи, и по сути, не всегда успешно. В общем, ЮАР ушла из первых строчек новостей. О Манделе в масштабах мировых проблем забыли. Когда он умер, многие удивились тому, что были уверены, что умер он еще тогда, в далекие 90-е. Память сделала подмену в наших головах.
Как видим, этот феномен вполне можно объяснить несовершенством памяти.

Хрущев и его ботинок

В этом случае речь, скорее всего, может идти о подмене исторических фактов. Всевозможные источники информации рассказывали яркую легенду о том, как советский лидер "поставил на место" всю мировую элиту. Это было в контексте общей советской пропаганды.
На самом деле, сын героя - Сергей Хрущев, реалистичной назвал версию репортера The New York Times Джеймса Ферона: Хрущев-старший действительно стучал по столу, но не башмаком, а кулаками. А вот что касается ботинка, так он просто слетел с ноги, когда Хрущев шел к трибуне. Он поднял его, надеть не сумел на ходу и донес с собой к трибуне.
Как отмечал фоторедактор журнала Life Джон Лонгард, у трибуны лидер поднял ботинок, присутствовавшие в зале фотокоры нацелили на него свои объективы, но шоу не вышло – Хрущев просто вернул туфлю на ногу. Лонгард уверял, что опытные журналисты ни в коем случае не пропустили бы такой кадр.
Каждому, кто тиражировал тему "кузькиной матери и ботинка", стоило задуматься, а где же фото такого невероятного момента? Их нет. А потому, мы просто впечатлились историей и с радостью восприняли сказку за правду.

Фраза, которую Ельцин никогда не говорил

Ельцин никогда не говорил: "Я устал, я ухожу!". Но нашу память подменили многочисленными мемами.
По одной из версий, в создании ложного воспоминания виноваты кавээнщики. Об этом говорил президент "Клуба весёлых и находчивых" Александр Масляков: по его словам, юмористы шутили об уходе Ельцина задолго до главных политических событий, а впоследствии эта фраза стала своеобразным мемом.
Вот, что написал один из пользователей интернета про фразу Ельцина: "Я чётко понимаю, что эту инфу получил из инета, и не считаю, что услышал её из первоисточника. Разум ни о чём не твердит, он лишь постулирует то, что принял за истину неверную информацию. Вот и все".

Из Нью-Москвы в Нью-Васюки

Это массовое заблуждение – пример того, как наша память сжимает цитату, убрав Москву, но при этом не потеряв главного смысла Бендеровского изречения.
В памяти: Бендер точно называл Васюки Нью-Васюками.
В реальности:
"Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки".

Кто продал Аляску, откуда взялся "бульвар Капуцинов" и первый фильм братьев Люмьер

Все эти три факта подпадают под похожее объяснение: наша память пала жертвой манипуляции.
Начнем с Аляски. Этот миф навсегда закрепила в умах советских людей, многими любимая группа "Любэ". Ради красного словца в хите 90-х годов "Не валяй дурака, Америка!" группа "Любэ", обвинила собирательницу земель русских Екатерину II в сдаче Аляски.
На самом деле продал Аляску Штатам правнук Екатерины II, Александр II, и было это спустя 71 год после смерти Екатерины.
Миф пошел от строчки в той самой песне: "Много красной у нас материи, Всем рубахи пошьем вам, братва. Эх, корона российской империи... Екатерина, ты была не права". К сожалению, есть много еще примеров массового заблуждения. Остается только гадать – "Любэ" сознательно внедрило это ошибку, или рифма лучше ложилась…
Аналогичная ситуация с "бульваром капуцинов". Всем хорошо известен комедийный вестерн Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов", повествующий о том, как горячий поклонник братьев Люмьер и участник первого кинематографического сеанса в Париже на бульваре Капуцинов приезжает в захолустный ковбойский городок и начинает пропагандировать новое искусство.
Кинокартину посмотрело огромное количество зрителей, и конечно, всем врезалось в память название фильма. На самом деле, в Париже есть бульвар Капуцинок, и именно там прошел первый в истории киносеанс! Капуцинки – это католический монашеский женский орден. Почему создатели решили переиначить исходное название, доподлинно не известно. Но в наших головах навсегда застряло спланированное ложное воспоминание про Капуцинов.
Еще одна распространённая конфабуляция: картина "Прибытие поезда" братьев Люмьер. А ведь это совсем не первый фильм в истории и даже не первая среди работ Люмьер. Вопреки расхожему заблуждению (оно попало даже в советский учебник по истории зарубежного кино), этот ролик не вошёл в программу первого платного киносеанса на бульваре Капуцинок в Париже, поскольку отснят был позднее.
Его премьера состоялась только 6 января 1896 года. А вот среди фильмов в программе первого показа - ролик Люмьеров "Выход рабочих с фабрики". Всего в списке было 10 короткометражек, в том числе "Политый поливальщик", спорящий за первенство с "Рабочими…"

Вездесущий Элвис Пресли и злополучная банановая кожура

Англоязычный хит Only You в исполнении Пресли и падение из-за банановой кожуры – это работа над нашим сознанием масс-медиа.
Дело в том, что продолжительное время нам рассказывали только про одного западного "короля сцены" того времени - Элвиса Пресли. Также, с детства нам продвигали через мультики, причем западные тоже, гэг с падением на банановой кожуре.
Те же, кто целенаправленно изучал различные музыкальные коллективы прошлого, прекрасно знают, что песню "Только ты" исполняют The Platters, сделавшие запись песни в 1955 году.

Путаница с Пушкиным и Роденовским Мыслителем

В данном случае наши заблуждения связаны с наложением в памяти похожих событий. Во-первых, стих "Узник" есть как у Пушкина, так и у Лермонтова. Лермонтовский вариант был написан намного позже и начинается так: "Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня". Во-вторых, стиль и чувство одиночества в пушкинском "Узнике" больше напоминают стиль Лермонтова и его лирику, поэтому и путаница.
Скорее всего, аналогичная путаница произошла и с роденовским "Мыслителем". В нашей памяти кулак упирается в лоб, хотя в реальности – ладонь держит подбородок. Скорее всего в памяти смешались две разные скульптуры: "Мыслитель" Родена и статуэтка "Тэфи" Эрнста Неизвестного, где как раз кулак упирается в лоб.

Куда зовет голос издалёка, парадокс с женщиной, объединяемся или соединяемся, дымок или парок, и "рожа Шарапова"

В данном случае подойдет самое простое объяснение, и оно не связано с эффектом Манделы – люди сами упростили то, что показалось им сложным для запоминания.
Сложную строчку песни из известного кино "Гостья из будущего" заменил сам автор слов Юрий Энтин, но уже после того, как лента вышла в прокат. Действительно, "он зовет меня в чудесные края" куда легче поется и запоминается, чем "он зовет меня не в райские края".
Если допустить, что песню мы все-таки слышим чаще вне кино, то все становится логичным. Это, кстати, объяснила сама исполнительница оригинальной песни, когда в сети горячо спорили об этой "ошибке памяти".
С известным выражением про "чем меньше женщину мы любим…", с дымком-парком из окна и с "пролетарии соединяйтесь" – та же история. Людям просто понятнее и удобнее говорить: "тем больше нравимся мы ей", "из окон дымок" и "пролетарии всех стран, объединяйтесь!" Согласитесь, так лучше ложится на язык.
Что же касается "рожы Шарапова", то слово "видок", звучащее в оригинале, мало употребляется в современной речи.

Чудо "пяти минут"

Наконец, про феномен с песней про "пять минут". Тут все намного сложнее. Это пример классического эффекта Манделы, пример мема, родившего ложные воспоминания.
"Карнавальная ночь" – культовая картина, ее смотрели по многу раз, и она породила много подражаний и мемов. Для возрастного поколения она еще и связана с молодостью, а это значит, что включается и эмоциональная память.
В ней, действительно, никогда не было строчек про "это много, или мало".
Зато они были в известной песне Валерия Леонтьева про три минуты: "Три минуты, три минуты, Это много или мало, Чтобы жизнь за три минуты, Пролетела, пробежала…".
На этом месте можно было бы и закончить наше расследование, и не искать больше черную кошку в черной комнате. Однако, не все так однозначно.
Компании очень любят использовать в своих целях распространенные мемы, так сказать, узнаваемые мелодии, слова, картинки. В данном случае на "пять минут" позарился Билайн, и энное количество лет назад выпустил рекламный ролик про 5 гигов. "Пять гигов, пять гигов, это много или мало? Пять гигов, пять гигов, вот попкорн для сериала…" Исполняют его звезды телевидения Алла Михеева, Сергей Светлаков и другие участники "Камеди Клаба".
Подмена и наложение нескольких текстов телевидение сделало намеренно. Рекламный ролик повторялся с такой частотой по телевизору, что его наизусть выучило все население.
Память не сложно обмануть, особенно в мелочах. Что и произошло с массовым сознанием.
Мы показали вам, как создается мем в массовом сознании. Если вы спроецируете этот механизм на многие другие "манделы", то сможете понимать суть происходящего.
Еще один момент, о котором надо сказать. Задайте себе вопрос: почему всегда коллективное "помешательство" происходит среди обывателей, которые не являются специалистами в той сфере, о которой рассуждают?
Любой квалифицированный литератор расскажет, что "Узника" было два, а киновед поведает про фильмы Люмьера и первый киносеанс на бульваре Капуцинок. Да и про "пять минут", наверняка, вспомнит маркетолог, который в курсе успешных рекламных продуктов и их создания.
Задумайтесь об этом, и впредь не позволяйте своей памяти ошибаться, пропуская все данные через призму критического мышления.
Лента новостей
0