Стоит ли ждать положительных изменений в детских садах

© AFP 2023 / ERIC CABANISДва ребенка читают книгу в детском саду, фото из архива
Два ребенка читают книгу в детском саду, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 23.12.2021
Подписаться
С передачей детских садов Минобразования появилась надежда, что проблемы дошкольных учреждений в стране начнут наконец решаться.
БАКУ, 23 дек — Sputnik. Не секрет, что последние десять лет, пока детские сады в стране находились в ведении местных органов исполнительной власти, в них царили произвол и беззаконие.
Прежде всего это касалось приема детей в дошкольные учреждения. Так, нередко детей принимали в детсады за взятки, постоянно ссылаясь на нехватку мест. При этом точное число детей, которое могло принять детское учреждение, скрывалось.
Еще одна проблема была связана с обеспечением детсадов продуктами питания, а вернее, их присвоением. В целом, по теме здорового питания в детсадах также накопилось немало вопросов.
Решит ли передача детсадов в ведение Минобразования все перечисленные проблемы – попытался разобраться Sputnik Азербайджан.

Каких изменений стоит ждать?

Эксперт в сфере образования Кямран Асадов полагает, что за те десять лет, что детские сады находились в ведении органов местной исполнительной власти, они превратились в источник взяточничества и коррупции.
Что касается эффекта от принятого решения, то эксперт прежде всего отметил, что оно позволит Минобразования делать точные прогнозы и заранее получать информацию о школьниках, которые будут ежегодно зачисляться в первый класс.
Кроме того, программа обучения в детских садах будет согласована со школьной.
"Определенным системам ценностей и знаниям нужно обучать уже в детском саду, а не в начальных классах. Это принцип единства. В результате нагрузка в начальной школе снизится", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Одна из проблем в детских садах связана с нехваткой профессиональных кадров. Многие воспитатели, преподаватели и вовсе не имеют высшего образования.
Эксперт также считает, что с передачей детских садов будут устранены случаи, когда воруют продукты питания в них: "В учреждениях интернатовского типа, которые находятся в ведении Минобразования, нарушения в обеспечении питанием устранены. В ближайшее время мы увидим это и в наших детских садах".
Асадов полагает, что будет отрегулирован и вопрос с приемом детей. В частности, будет разработана электронная система приема детей, как и в случае с поступлением в школы.

Все зависит от совести

Еще рано говорить о том, как будут решаться проблемы после передачи министерству детских садов, полагает депутат Фазиль Мустафа.
"Проблем с детскими садами много. В первую очередь, необходимо решать вопросы с материально-технической базой. Кроме того, руководителями детских садов надо назначать честных людей, чтобы искоренить взятки. Недовольство при приеме в детские сады, в основном, связано именно с тем, что в руководстве сидят взяточники", - сказал собеседник Sputnik.

Важно не только накормить, но и обучить

Глава Общественного совета при министерстве образования Гюнель Сафарова, в свою очередь, сказала в беседе со Sputnik Азербайджан, что до сих пор ведомство не могло вмешиваться в процесс обучения в дошкольных учреждениях.
"Детские сады заменяют дошкольное образование. Детский сад – это не только место, где дети спят и едят. Детские сады влияют на формирование детей. Личность формируется до четырех лет. Задача детского сада не ограничивается тем, чтобы накормить ребенка и уложить днем спать. Организация работы кружков, подготовка к школе – все это вопросы, связанные с образованием", - сказала она.
Поскольку детские сады находились в ведении исполнительной власти, министерство не могло вмешиваться в процесс обучения в них. Кроме того, детские сады требовали от родителей деньги за прием ребенка: "Одним словом, государственными они были только на словах. Управление детсадами, вопросы питания контролировали органы исполнительной власти, хотя их знаний и умений для этого было недостаточно. Детские сады стали источником дохода для местных исполнительных органов".
Сафарова считает, что в будущем в Азербайджане возможно открытие общественных и муниципальных дошкольных учреждений.
"На исполнительную власть поступает так много жалоб, что любое лишение их тех или иных полномочий получает поддержку в обществе", - сказала она.
При этом Сафарова выразила уверенность, что проблемы с детсадами в дальнейшем будут решены.

Что сказал министр образования

Образовательное ведомство внедрит в детских садах систему электронного приема детей и централизованный набор педагогов, сказал на недавнем брифинге министр образования Эмин Амруллаев.
По его словам, реформы детских садов будут проходить в двух руслах.
"Да, прием детей будет происходить в онлайн-формате, но для начала нужно понять, с чем работаем, сформировать систему дошкольного приема. Это не так просто, как нажать кнопку пульта. С другой стороны, есть законодательство, регулирующее процесс работы педагогов и эти законы нужно соблюдать. Что касается инфраструктуры, то за один день я не имею полной информации о состоянии детских садов по стране", - сказал министр.
На первом этапе Минобразования намерено провести диагностическое оценивание педагогов, чтобы узнать, с какими кадрами придется работать дальше, как делить преподавательские часы, тем более что данная модель проверки компетенций оправдала себя в системе общего образования.
В Азербайджане насчитывается 1825 дошкольных воспитательных учебных заведений, из которых 1692 - государственные. В них обучаются и воспитываются 126 509 детей. По данным на конец текущего года, в республике насчитывается 133 частных детских сада, где воспитываются 5124 ребенка. Таким образом, дошкольные воспитательные учреждения охватывают 17 тыс. детей по стране, уточнил министр.
Президент Азербайджана на днях внес изменения в "Положение о министерстве образования АР", утвержденное в 2005 году. Другим документом Ильхам Алиев утвердил поправки в закон АР "О дошкольном образовании" от 14 апреля 2017 года. Изменено также "Положение местных органов исполнительной власти" от 6 июня 2012 года.
В подчинение министерства переданы государственные дошкольные учебные заведения (за исключением детских домов), находящиеся в подчинении местных органов исполнительной власти (по городу Баку – Исполнительной власти города Баку, по городу Гянджа – Исполнительной власти города Гянджа).
Три столичных детских дома, как и прежде остались в подчинении Исполнительной власти города Баку.
Лента новостей
0