Завещание Ниппера: как собака, слушающая голос хозяина, покорила мир

© Photo : Public domain / NipperНиппер
Ниппер - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.11.2021
Подписаться
История о маленькой тоскующей собаке, бедном художнике, проницательном бизнесмене и о том, как родился культовый музыкальный бренд, принесший миллионы своим хозяевам.
Эту вдумчивую собаку вы точно знаете. Как минимум, видели ее копии на полках в сувенирных магазинах, либо в виде принта на одежде и бейсболках, кто-то постарше мог познакомиться с ней на обложке пластинок. Ее изображение нанесено на портсигары, часы и даже посуду.
Ниппер (Nipper – англ.) – такое имя пес получил за свой кусачий нрав. Когда в скромное жилище его хозяина приходили посетители, пес исподтишка подскакивал и щипал их за пятки. Nip – по-английски "укус". Вот так и прилипло к малышу прозвище Ниппер - "Кусака".
Кто бы мог тогда подумать, что, спустя короткое время, этот Кусака изменит судьбы многих людей. Поможет разбогатеть нищему художнику, заработает миллионы для мировой музыкальной индустрии, станет культовым персонажем для многих поколений.
Но самое главное – увековечит память о своем бедном хозяине, прожившим недолгую жизнь, в которой единственным утешением был Ниппер.
Человек умер. Умер и пёс. Но весь мир до сих пор вместе с Ниппером сидит и слушает "голос его хозяина" - His masters voice.

О художниках и неудачниках

Начало этой истории было положено в Англии, почти 200 лет назад, в уважаемой и обеспеченной семье Генри Барро. В его роду были высокие военные чины, художники и даже выдающийся производитель хронометров.
Сам Генри и еще несколько его братьев обладали талантами к искусству, и впоследствии стали известными художниками-анималистами. Их излюбленным сюжетом были лошади и собаки. Не удивительно, что дети Генри тоже решили пойти по стопам отца и занялись искусством.
Наш рассказ о двух его сыновьях – Марке и Фрэнсисе. Наверняка, сегодня о них вряд ли бы вообще кто-то вспоминал, так как художники из них были не очень. Но в дело вмешался судьбоносный случай.
Марк, старший из братьев, жил плохо. Работал оформителем в провинциальном театре портового города, много болел и умер без гроша в кармане в 1887 году. Все, что осталось после него в виде наследства – это маленький пес Ниппер (в переводе с английского – Кусака).
Эта собачка была отдушиной Марка, жила вместе с ним в театре, везде сопровождала хозяина. Марк неделями не выходил из своей мастерской, где практически в одиночестве создавал театральные декорации. Единственный, с кем он мог поговорить, был Ниппер. По первому слову пес бежал к художнику и выслуживался за кусочек еды. Часто Марк вместе с собакой слушали фонограф – самую модную новинку того времени.
Когда хозяина не стало, собачку забрал себе младший брат Марка, тоже художник, Фрэнсис Барро из Ливерпуля. А еще в наследство ему достался фонограф Эдисона и несколько цилиндров с записью голоса умершего брата.

Тоскующая собака

Надо признать, что Фрэнсис не был "большим художником". Картины подолгу не покупались, и жить приходилось на скромные доходы. Появление Ниппера скрасило будни Фрэнсиса, ему нравилось наблюдать за повадками собаки, которая была очень любопытна.
Ниппер мог подолгу сидеть с умным взглядом и вслушиваться в разговор людей как будто он полноценный участник беседы.
Часто Кусака подбегал к стоящему на столе фонографу своего бывшего хозяина, лаял на него, злился, и даже пытался кусать. Казалось, что пес хочет добиться чего-то от фонографа, из которого иногда звучала запись голоса его бывшего хозяина.
Фрэнсис по-настоящему привязался к собаке. Пес прожил у него 7 лет, после чего в 1895 году Фрэнсис отвез Кусаку к вдове Марка в Кингстон-на-Темзе. Увы, буквально в этом же году жизнь умного и тонко чувствующего 11-летнего пса естественным образом завершилась.
Но не завершилась его история… Ему еще предстояло стать знаменитостью, а Фрэнсису - создателем одного из самых узнаваемых брендов в мире.

Рождение "His masters voice"

Сегодня английскую фразу "Голос его хозяина" - His Masters Voice - знает весь музыкальный мир. Она вместе с изображением маленького Ниппера стала брендом крупнейшей британской звукозаписывающей корпорации, использовав в своем названии аббревиатуру HMV. На логотипе запечатлён Ниппер, внимательно слушающий граммофон с записью голоса своего хозяина.
История рождения легендарной эмблемы стала стечением многих обстоятельств, и до сих пор существует несколько версий ее создания. Неоспоримо одно - все случилось спустя три года после смерти собаки.
В своих мыслях Фрэнсис Барро часто вспоминал забавного песика. Ему врезались в память моменты, когда Ниппер, как только в доме заводился фонограф, выходил из своего угла, усаживался перед трубой аппарата и, опустив голову, слушал исходящие из нее звуки. Это были не просто звуки – это была запись голоса его умершего хозяина.
"Сцена озадаченного Ниппера возле фонографа отложилась в моей голове, и я решил вспомнить ее на картине", - расскажет позже Барро.
Другую версию событий приводят английские источники. Якобы, на первоначальном эскизе Ниппер был изображен сидящим на гробе и слушающим проигрыватель фонографа, из которого транслировалась запись голоса умершего хозяина, оставленная им перед смертью для своей семьи. Как бы то ни было, был гроб или не был, сцена с ловящей звуки собакой была отражена очень точно.
Первое название работа получит не совсем удачное - "Собака смотрит и слушает фонограф".
Фрэнсис решит попробовать продать картину фирмам-производителям фонографов, но, увы, ни одна из них предложением не заинтересуется. Фонографическая компания Эдисон-Белла вообще скептически ответит в письме, что "собаки не слушают фонографы". А рекламные компании, которым Фрэнсис пытался продать изображение, жаловались, что "никто не узнает, что делает собака".
И тогда разочарованный Барро сменил название своего произведения на более броское "Голос его хозяина". В 1899 году новообразованная компания Gramophone (позже стала Electronic and Musical Industries - EMI) согласится купить картину, но только при условии, если художник заменит фонограф Эдисона на более современную модель - граммофон.
Сделка произошла в октябре 1899 года, именно тогда и родилась одна из самых известных торговых марок в мире. Основатель компании в Англии Уильям Барри Оуэн заплатит художнику 50 фунтов стерлингов за картину и еще столько же за полные авторские права. По тем временам это были огромные деньги.
Правда, никто тогда еще не знал, что через несколько десятилетий логотип Ниппера начнет приносить миллионы!

Легендарный бренд

После этого изображение Ниппера использовалось в нескольких рекламных кампаниях, которые имели большой успех. Оно появлялось на всех пластинках, выпускаемых этой фирмой, и стало настолько распространенным, что Gramophone стала повсеместно известна именно как HMV, хотя официально никогда не меняла своего названия.
В 1921 году будет открыт первый магазин HMV в Лондоне. Но история на этом не закончилась. Восхищение собачкой на этикете росло с каждым годом.
Еще большим успехом Ниппер пользовался в США, где лицензию на его изображения приобрела компания Victor и стала украшать им все тиражи своих пластинок. Пес настолько тесно ассоциировался с компанией, что рекламные плакаты в музыкальных магазинах говорили просто: "Ищите собаку".
Звукозаписывающие компании HMV, EMI, RCA, Victor Talking Machine Company и другие – все стали под эмблему с собачкой. Свои синглы под этим логотипом выпускали Пол Маккартни, Майкл Джексон, Мадонна, Дэвид Боуи. В 2000-х ряды пополнили Бейонсе, Эми Уайнхаус и Леди Гага.
Но вместе с новой музыкой пришло новое цифровое десятилетие. Apple выпустила iPod, и началась цифровая революция. Для HMV настали черные времена. И все-таки, всегда находился кто-то, кто спасал знаменитый бренд от банкротства.
Собака, слушающая голос хозяина, слишком долго оставалась частью жизни многих покупателей. И они ни в какую не соглашались расставаться с любимым магазином. Любопытный факт. Когда в кризисные для компании HMV Group годы решили произвести оценку принадлежащего ей имущества, выяснилось, что главной ценностью компании является знаменитый логотип с собакой, слушающей граммофон.
Материальные активы HMV никого особо не интересуют, а вот за логотип различные компании готовы были заплатить порядка 80 миллионов долларов.
Изображение Ниппера рядом с граммофоном признано одним из самых известных рекламных икон и остается в Топ-10 "Самых известных брендов ХХ века".
В США он является символом фирмы RCA, наследницы компании Victor. В Великобритании его унаследовала компания EMI, используя для рекламы сети музыкальных магазинов, уместно названных HMV.

Как сложились судьбы

Фрэнсис Джеймс Барро, создатель картины "Голос его хозяина", в последующем так и не добился "большого успеха". До своей смерти в 1924 году Фрэнсис продолжал писать картины в небольшой студии над фотомагазином в Ливерпуле. Похоронен он был на кладбище Хэмпстед в Лондоне. Оригинальная картина маслом много лет висела в зале заседаний EMI в Лондоне.
Маленький Ниппер похоронен в небольшом парке, окруженном деревьями магнолий, в другом районе Лондона - Кингстоне-на-Темзе, на Кларенс-стрит рядом со зданием Lloyd"s Bank.
В память о нем в 2010 году в этом месте появилась Аллея Ниппера, а на стене банка, прямо у входа, медная табличка в память о легендарном Кусаке.
О том, к какой породе принадлежал Ниппер, споров практически нет. Все сходятся, что это метис джек рассел терьера.
Что же касается знаменитой эмблемы, она давно уже живет своей жизнью. Любимый многими песик навсегда поселился в витринах сувенирных лавок, в бутиках одежды, на золотых украшениях и в виде дорогих статуэток.
Существует целая галерея NipperArt, в которой представлены произведения искусства, связанные с Ниппером.
Пес, стал иконой, вдохновляющей на создание мультфильмов, пародий и других производных творений на протяжении более века. К примеру, огромный четырехтонный Nipper поселился на крыше здания на Бродвее в Нью-Йорке.
Второй, чуть меньшего размера, в американском Балтиморе, а проходящая рядом улица носит его имя. - Nipper Way.
И еще много где нашли свой "дом" фигурки Ниппера. В том числе и возле здания того самого театра, в котором работал оформителем самый первый хозяин собаки Марк Барро.
Эта история будет еще долго находить отклик в сердцах поколений. Мир навсегда полюбил Ниппера, принесшего миллионы бизнесменам от музыки, вытянувшего из нищеты художника-неудачника, и не давшего забыть всему миру голос своего хозяина.
Читайте другие истории собак, которые изменили мир:
"Золотой" щенок Илона Маска и его влияние на мировую экономику
Собачий ребрендинг: как возникла порода бойкин-спаниель
Лента новостей
0