Мировой шедевр признан фальшивкой

© AFP 2024 / GLYN KIRKПосетитель смотрит на произведения искусства в Национальной галереи в Лондоне, фото из архива
Посетитель смотрит на произведения искусства в Национальной галереи в Лондоне, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 04.10.2021
Подписаться
Скандал на мировом арт-рынке: одна из самых известных в мире картин Рубенса оказалась подделкой. Распознал фальшивку искусственный интеллект. Переживут ли ревизию "нейросетью" другие музейные шедевры?
У Национальной галереи Лондона крупные неприятности. На днях одну из самых известных в мире картин, "жемчужину" экспозиции, написанную Питером Паулем Рубенсом "Самсон и Далила", искусственный интеллект с вероятностью в 91,78 процента определил как подделку.
Миллионы посетителей музея, которые все эти годы были уверены, что перед ними оригиналы великих мастеров, обескуражены и задаются вопросом: есть ли гарантия, что другие шедевры подлинные?

Слухи ходили давно

Лондонская Национальная галерея очень гордилась приобретением на аукционе Christie"s в 1980 году картины великого Рубенса "Самсон и Далила". За этот лот была заплачена рекордная по тем временам сумма - 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Эквивалент на сегодняшний день - это 6,6 миллиона фунтов стерлингов.
На полотне изображен ветхозаветный герой на коленях у любовницы, которая предала его: обманным способом вынудила героя раскрыть секрет, в чем заключена данная ему Богом сила. Пока Самсон спит, сообщник Далилы срезает его волшебные волосы, делая бессильным, а солдаты у дверей готовы схватить его.
Оригинал был написан между 1608 и 1609 годами для Николаса Рококса, который был мэром Антверпена и покровителем художника. Его резиденция в Антверпене сейчас является музеем, известным как Рококс Хаус. После его смерти в 1640 году полотно Рубенса таинственно исчезло.
Как пишет The Guardian, критики давно робко высказали предположение, что купленная на аукционе картина, на самом деле, не кисти Рубенса, а всего лишь копия.
Работа появилась в поле зрения только в 1929 году, и была объявлена принадлежащей авторству Рубенса экспертом Людвигом Бурхардом, которого впоследствии обвиняли в махинациях с сертификатами подлинности при коммерческом атрибутировании произведений искусства.
Уже тогда критики обращали внимание на неуклюжую композицию и цвета, которые не характерны для палитры Рубенса. Они задались вопросом, почему изображение на полотне в Лондонской Нацгалерее отличается от двух официальных копий, сделанных с оригинала Рубенса, - гравюры Джейкоба Матема и картины Франса Франкена-младшего, находящиеся в доме Рококса, и на которых изображены Самсон и Далила.
В версии Национальной галереи пальцы вытянутой правой ступни Самсона обрезаны в отличие от изображения на гравюре и на картине-копии Франкена.

Нейросеть в борьбе с подделками

И вот теперь давние сомнения в подлинности шедевра Национальной галереи подкреплены новаторскими технологиями.
Серия научных тестов с использованием революционных технологий искусственного интеллекта пришла к выводу, что фламандский мастер 17-го века никогда не писал хранящуюся в Лондоне работу.
The Guardian упоминает участников швейцарского проекта Art Recognition, которые проанализировали картину при помощи нейросетей. Несколько раз сравнив ее с 148 другими картинами Рубенса, искусственный интеллект каждый раз приходил к выводу, что на 90 процентов или даже больше она была написана другим художником.
Одновременно искусственный интеллект подтвердил, что другая картина из Национальной галереи — "Вид на Хет Стин ранним утром" — на 99 процентов является произведением кисти Рубенса. Art Recognition расположена в Цюрихе, на сегодняшний день ревизию нейросетью уже прошли 400 работ.
Надо признать, что критика относительно качества атрибуции и раньше звучала в адрес Национальной лондонской галереи. Но музей всячески отрицал такие претензии и не хотел признавать проблемы с подлинностью полотен.
Между тем, вспоминает британская пресса, еще в 2011 году на выставке Leonardo была представлена картина Salvator Mundi, вызывающая сомнения относительно ее подлинности. Но участие в этой экспозиции увеличила ее рыночную стоимость, после чего картину удачно продали на аукционе Christie"s за 450 миллионов долларов.
Эксперты уже предрекают "настоящее бедствие" для репутации Национальной галереи, у которой одна за другой происходят некрасивые истории с "шедеврами".
Мировые эксперты арт-рынка называют революционным новый метод аутентификации. "Лишенное человеческой субъективности, эмоций и коммерческих интересов, программное обеспечение является объективным и научно точным". Сами владельцы метода Art Recognition заявили, что "технология может дать точные результаты даже для художников, которые значительно изменили свой стиль на протяжении своей карьеры, поскольку каждый художник обладает уникальным мазком кисти".
Скандал вокруг Рубенса набирает обороты. Между тем, представители галереи объявили, что будут хранить молчание до момента полной публикации экспертизы, чтобы оценить доказательства. В любом случае, в перспективе для арт-мошенничества наступают тяжелые времена. Искусственный интеллект проведет ревизию всего мирового арт-рынка.
Лента новостей
0