Новости

"Агроэкспресс": между Россией и Азербайджаном запустят логистический коридор

© Sputnik / Konstantin Mihalchevskiy / Перейти в фотобанкГрузовой поезд, фото из архива
Грузовой поезд, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 12.08.2021
Подписаться
Как будет работать "Агроэкспресс" между Азербайджаном и Россией и каким будет его вклад в увеличение товарооборота и экономической кооперации между Москвой и Баку, разбирался Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 12 авг — Sputnik.  Баку и Москва договорились о создании межправительственной группы, которая будет регулировать запуск "Агроэкспресса" между странами, для поставок сельскохозяйственной продукции из Азербайджана в Россию, и в обратном направлении.
Создание такого коридора между Россией и Азербайджаном актуально в свете распоряжения президента РФ Владимира Путина об увеличении ввоза в Россию сельхозпродукции из стран СНГ. Недавно он поручил правительству принять меры для увеличения ввоза сельхозпродукции из стран СНГ для стабилизации цен на продукты.

Деловые встречи

"В рамках Деловой миссии Россия-Азербайджан обсуждался проект "Агроэкспресс" (Экспортный Экспресс) между Россией и Азербайджаном, в реализации которого совместно с партнерами из Российского Экспортного Центра нужно решить ряд задач. В том числе с учетом того, что АО "РЭЦ" предоставляет государственный инструмент финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров, в частности, в форме кредитования, страхования, компенсации части их затрат на экспортную логистику", - рассказали Sputnik Азербайджан в пресс-службе АО "РЖД Логистика".
По итогам совещания достигнуты договоренности о создании межправительственной контактной группы по проекту "Агроэкспресс" с целью подготовки технико-экономического обоснования расширения проекта в привязке к Азербайджану и соседним странам, возможностям его дальнейшего масштабирования по МТК "Север-Юг", определению грузовой базы и необходимых элементов товаросопроводительной инфраструктуры.
Кроме того, в "РЖД Логистика" рассказали, что группа займется обсуждением совершенствования тарифной и таможенной политики, внедрения элементов цифровой логистики для широкого диапазона грузов, включая возможную переориентацию поставок агропромышленных грузов с обычных на в рефрижераторные контейнеры.
С российской стороны Контактную группу возглавит заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

План работы и дорожная карта

В свою очередь вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев поручил подготовить технико-экономического обоснование проекта, определить грузовую базу по всем маршрутам МТК "Север-Юг", с участием и других стран Каспийского региона.
Также необходимо разработать и согласовать сквозные тарифы на мультимодальные сервисы по территориям всех стран-участниц коридора с учетом всех видов транспорта. А также продолжить работу по формированию "зеленого" таможенного и контрольного коридора между Россией, Азербайджаном и Ираном. Рассмотреть вопросы совместного использования транспортной инфраструктуры и терминалов с партнерами в Азербайджане, определив консолидирующую компанию с азербайджанской стороны.
На будущих деловых встречах предлагается обсудить создание устойчивой системы экспортной логистики, обеспечивающей постоянные грузопотоки и терминальную обработку товаров в транспортно-логистических центрах на коридоре "Север-Юг", связывающем Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива.
Кроме того, будет подготовлена дорожная карта масштабирования проекта "агроэкспресс" на маршруты МТК "Север-Юг", включая возможную переориентацию поставок агропромышленных грузов с обычных на рефрижераторные контейнеры.

Ключевые вопросы агрологистических перевозок

Генеральный директор "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев рассказал Sputnik Азербайджан, что с азербайджанской стороной обсуждалось сотрудничество по перевозкам грузов АПК между Россией и Азербайджаном в целом и по коридору "Север-Юг"
"Здесь мы понимаем, что это комплексная задача, которую нужно решать, в том числе и на уровне государств, которые обеспечат решение ключевых вопросов. Первый вопрос – это создание необходимой инфраструктуры с возможностью поддержания температурного режима, а, следовательно, и сохранение качества продукции на этапе загрузки из Азербайджана в Россию", - отметил Мурев.
Второй вопрос, требующий решения, по словам гендиректора компании, – это необходимый подвижной состав и специализированное оборудование для перевозки таких грузов.
"В-третьих, это решение на уровне таможенных органов двух стран, создание "зеленого" коридора по перевозкам этих грузов и, наконец, создание регулярного высокоскоростного движения перевозки этих грузов между точками производства и точками потребления", - сказал Дмитрий Мурев.

Россия – основной рынок сбыта 

Комментируя вопрос создания "агроэкспресса" между Россией и Азербайджаном, профессор Государственного экономического университета Эльшад Мамедов рассказал, что еще долгие годы Россия будет для Азербайджана основным и безальтернативным рынком сбыта несырьевой и ненефтяной продукции.
"С точки зрения устойчивых долгосрочных трендов альтернативы российскому рынку для Азербайджана просто не существует в рамках несырьевого сектора нашей экономики. Любые попытки по повышению интенсивности торгово-экономических отношений между хозяйствующими субъектами наших стран должны приветствоваться", - рассказал Sputnik Азербайджан Мамедов.
По его словам, транспортно-логистическая система должна работать более эффективно, с тем, чтобы более оперативно доставлять сельскохозяйственную продукцию из Азербайджана в Россию. Но здесь, как подчеркнул эксперт, стоит отметить и другой фактор – для того, чтобы повысить деловую активность в стране и добиться существенного качественного прироста по товарообороту между странами в первую очередь необходима соответствующая денежно-кредитная политика, которая бы стимулировала прирост инвестиционной активности.
"Потому, что даже если сегодня рынок России будет полностью открыт для азербайджанских товаропроизводителей при нынешней денежно-кредитной политике в Азербайджане не будет тех необходимых производственных объемов, которые будут востребованы. Поэтому я считаю, что нужна стимулирующая денежно-кредитная политика и резкий прирост инвестиций, в первую очередь в несырьевой сектор экономики", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Стимуляция технологической кооперации

Вместе с тем, по словам Мамедова, необходимо также стимулировать и технологическую кооперацию между странами, так как торговля одним сырьем, будь то нефть, или ненефтяной сектор, не может дать позитивных, устойчивых и значительных результатов.
"На сегодняшний день, по данным статистики, около 70-80% международной торговли приходится на кооперацию, торговлю комплектующими, и если мы не сможем наладить совместные инвестиционные проекты в высокотехнологичном сегменте экономики, то добиться существенного прироста товарооборота между Россией и Азербайджаном не получится", - отметил эксперт.
Кроме того, по мнению Мамедова, важным для развития товарооборота между Россией и Азербайджаном является переход во взаиморасчетах на национальные валюты и уход от доллара, что может также стимулировать прирост торгово-экономической активности.
"Потенциал между странами в разы больше, чем сегодняшние цифры по взаимному товарообороту. И при реализации указанных мною мер, мы можем увеличить объемы товарооборота не в процентах, а в разы", - рассказал он.
Мамедов также отметил, что региональная экономическая интеграция и экономическая интеграция на постсоветском пространстве являются вызовом, и чем раньше будет реализовываться политика в этом направлении, тем лучше для стран региона.
"Не надо забывать, что политика декарбонизации в Европе фактически поставит страны нашего региона перед необходимостью увеличивать экономически-интеграционные проявления в нашем регионе", - сказал эксперт.

Опыт России с Узбекистаном

Ранее стало известно, что Россия и Узбекистан дорабатывают проект "Агроэкспресс", предусматривающий ускоренные взаимные поставки сельхозпродукции. Об этом сообщил журналистам заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.
"Сейчас мы с коллегами из Узбекистана завершаем подготовку к началу реализации пилотного проекта "Агроэкспресс", который предусматривает ускоренную доставку сельхозпродукции в рефрижераторном составе по маршруту Ташкент-Москва", - сказал Вольвач.
По его словам, уже разработан проект "дорожной карты", предусматривающий доработку технических условий взаимодействия таможенных и контрольных служб, предоставление тарифных условий и выделение специализированного подвижного состава.
"В настоящее время документ дорабатывается узбекской стороной. Реализация проекта по запуску логистического коридора позволит стабильно наращивать взаимные поставки сельскохозяйственной продукции. В перспективе планируется внедрить маршрутные контейнерные поезда, доставляющие продукцию "от двери до двери", - добавил замминистра.
Читайте также:
Путин распорядился увеличить ввоз в Россию сельхозпродукции из СНГ
Лента новостей
0