БАКУ, 26 июл — Sputnik. Профессиональному журналисту в современном мире, учитывая скорость и инструментарий распространения новостей, в том числе фейк-новостей, следует сомневаться во всем, отметил Тимур Шафир, глава Международного отдела Союза журналистов России, в ходе мастер-класса "Технологии фактчекинга для современной журналистики" в рамках проекта SputnikPro в Баку в понедельник.
В первую очередь, как отметил Шафир, следует понимать, что фейки - не новое явление, но сегодня разница в том, что они становятся фактоидами, воспринимаются в общественном сознании правдой, только из-за того, что их распространили СМИ.
"Причины распространения фейков различные. Это и глупость, лень, безграмотность как журналистов, так и аудитории. Другое - какие-то интересы, те же коммерческие. Немало фейков в политической плоскости", - сказал Шафир, заметив, что нередко целью фейков являются провокации.
"Стоит помнить о призыве чешского журналиста Фучика и быть бдительным. Профессиональный журналист должен сомневаться во всем, и обращать внимание на любые моменты, вызывающие подозрение. Та же нелогичность информации, ее кричащая подача, отсутствие источника", - сказал российский медиаэксперт.
При этом он призвал журналистов, сотрудников СМИ помнить об ответственности при обработке информации, но за пределами профессиональной плоскости стараться не распространять различные фейки, какими бы они не казались важными или "страшными".
В качестве помощи медиаэксперт порекомендовал пользоваться различными инструментами проверки фактов, будь то те же официальные сайты или различные средства обнаружения исходника различных фото и видео, имеющихся в интернете.
Каким бы сообщение не казалось важным и страшным, не стоит его распространять, и включаться в цепочку фейкометов, даже если вы указываете свое сомнение, подчеркнул Шафир.
"Такая мелочь, как дата новости, может вывести все на чистую воду. Стоит помнить, что сегодня есть широкие возможности распространения старых новостей: можно все репостить в соцсетях по много раз", - сказал он.
Как заработать на фейках
В ходе второго мастер-класса "Про фейк-ньюс красиво и интересно" в рамках проекта SputnikPro в Баку ведущие антифейкового подкаста РИА Новости "Не верю!" Наталья Шашина и Артем Буфтяк рассказали о многочисленных теориях заговора и фейках, связанных с наиболее актуальной темой коронавирусной инфекции, а также роли телеграмм-каналов в распространении фейков.
Так, Буфтяк отметил, что в случае работы с научной тематикой, статьями людям просто сложно разбираться во всем этом, и при определенной подаче различные новости могут приниматься за правду.
При этом, как он заметил, если сделать разбор с экспертом на актуальную статью, то можно добиться хороших просмотров и прочиток материалов.
"Как заработать журналистам на различных фейках? Это возможность сделать дополнительный разбор, собирать материал о пострадавших от них. Те же разборы с экспертами набирают просмотры", - заметила также Наталья Шашина.
Она подчеркнула, что порой фейки приводят к реальному ущербу финансовому положению частных компаний или даже здоровью людей.
Особую роль в распространении фейков играют, как отметили спикеры мастер-класса, телеграмм-каналы. На определенном этапе в России именно анонимные телеграмм-каналы "стали просто бичем", отметила Шашина.
Кроме того, на мастер-классе была отмечена психологическая и эмоциональная составляющие в распространении фейков людьми.
"Всем приятна причастность к неким труднодоступным сведениям, желание поделиться тем, чего якобы многие не знают", - сказала ведущая.
В случае с работой журналистов, Буфтяк подчеркнул необходимость отложить личные пристрастия и симпатии при работе с новостями: "Все мы - люди, у каждого своя позиция, симпатии, увлечения, и, возможно, фейк-новость может быть приятна конкретному журналисту тем, что подтверждает личное мнение, но надо не поддаваться и не выпускать ее".
SputnikPro – это серия уникальных мастер-классов от лучших российских медиаменеджеров и ведущих специалистов с колоссальным опытом работы в СМИ, единственная российская программа такого масштаба. Проект SputnikPro прошел уже в 13 странах мира. С марта 2018 года в проекте приняли участие более двух тысяч журналистов и медиаменеджеров, PR-специалистов и сотрудников пресс-служб, блогеров и студентов профильных направлений. За новостями просветительского проекта можно следить на странице в Facebook.