Сегодня провожают в последний путь великого кинорежиссера и выдающегося актера Владимира Валентиновича Меньшова. Нас покинул большой Мастер, творчество, которого доставляло нам много радости и восхищения. Ушел из жизни скромный человек, никогда не выпячивающий себя, не ставящий себя выше других, хотя на это у него было достаточно оснований. Не стало мужчины, который с самых юношеских лет очень хотел посвятить себя кино, и несмотря на все препоны, все же добился этого и достиг в кинематографе самых больших высот, о которых можно лишь мечтать.
Не стало человека, родиной которого был наш прекрасный город Баку. Владимир Валентинович не уставал повторять, что считает землю, где он родился 17 сентября 1939 года, своей Родиной, и несмотря на то, что не часто бывает в Азербайджане, с этой страной, и особенно с Баку, у него неразрывная связь.
Детство Меньшова выпало на годы войны: его отец был моряком и служил в Каспийской флотилии первым помощником капитана. Владимир Валентинович тепло вспоминал детские годы, проведенные в городе на берегу Каспия, и, наверное, он никогда бы не оставил Баку, но отца перевели работать в НКВД и направили на службу в Архангельск. Не хотелось оставлять теплый и такой родной южный город, но отказаться от направления было невозможно, а для того времени и крайне опасно. Меньшов уже ходил в бакинскую школу, но пришлось оставить близкие сердцу места и отправиться в северные края.
Однако, в 1950 году Валентину Меньшову удалось добиться направления на юг: семья переехала в Астрахань, что было относительно близко к Баку и самое главное - Владимир вновь оказался близ берегов ставшего ему родным Каспийского моря.
Несмотря на то, что отец хотел видеть его военным, у Владимира были другие планы: в годы отрочества он всерьёз увлекся кино и желал посвятить этому увлечению свою жизнь. Юноша хорошо учился, очень любил историю, литературу, вдобавок уже в те годы начал вдумчиво изучать материалы о кинематографе.
В 1957 году он поехал покорять Москву, но не получилось. Владимир Меньшов провалил экзамены во ВГИК. Но он не отчаялся: несмотря ни на что решил добиться своей цели. Надо было серьезно готовиться к экзаменам в столичный театральный вуз, и Меньшову было необходима атмосфера, которая подпитывала бы его веру в себя. А где, как не в родном городе это можно было сделать?
Меньшов возвращается в Баку, устраивается работать матросом, а в свободное от работы время готовится к поступлению в вуз. Владимир Валентинович вспоминал, что именно в Баку он полностью поверил в себя: обстановка этого города, его дружелюбные жители, люди, которые его окружали - все это помогло Меньшову преодолеть важнейший этап в своей жизни. Наконец, в 1961 году, он решается повторить попытку и уезжает в Москву.
И на этот раз удача – он поступает в Школу-студию МХАТ. На втором курсе он женился на Вере Алентовой, которая также получала театральное образование в этом вузе.
После окончания вуза он работал в разных театрах, но не мог оставить мысли о поступлении во ВГИК. И это ему удалось, притом помог ему в этом гениальный режиссер Михаил Ромм, который распознал в Меньшове большой талант и взял его сразу же на второй курс. В 1970 Владимир Меньшов заканчивает ВГИК.
После этой вехи я не буду рассказывать дальнейший жизненный путь славного бакинца, так как я не раз делал это в своих публикациях, посвящённых нашему выдающемуся земляку, да и в последние дни есть много информации, где вы, уважаемые читатели, довольно обширно могли познакомиться с перипетиями творческой и личной жизни Владимира Валентиновича.
Давайте, уважаемые поклонники кинематографа, поразмыслим с вами, чем же отличалось творчество Владимира Меньшова от других советских кинорежиссеров, почему простые зрители никак не могут забыть героев его фильмов, и каждый фильм, снятый этим гениальным режиссером, становился событием в культурной жизни огромной страны?
Самое главное, на мой взгляд, то, что Владимир Меньшов никогда не хотел и не пытался кому-то подражать. Даже самым великим личностям в кино. Его фильмы были особенными, потому что снявший их человек работал над тем, что ему было интересно и делал это в свойственном только ему стиле. Вспомните его знаковые картины: "Розыгрыш", "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", "Ширли-мырли", "Зависть богов". Согласитесь, что это фильмы не только разных жанров - в каждой картине совершенно другая режиссерская стилистика. Но все ленты в той или иной мере пользовалось огромной популярность среди зрителей. И не только среди них: один "Оскар" за "Москву слезам не верит" чего стоит!
Владимир Валентинович Меньшов умел в кино все: у него был не только широчайший актерский диапазон, но и режиссерский. Кстати, говоря об актерских работах Меньшова, не могу не отметить его относительно недавнюю работу в нашумевшем сериале "Ликвидация". В этой блестящей работе режиссера Сергея Урсуляка были задействованы лучшие актерские силы России: Владимир Машков, Светлана Крючкова, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий и другие очень сильные актеры.
Владимиру Меньшову досталась сложная роль маршала Жукова. После киноэпопеи "Освобождение" в памяти народной образ Жукова утвердился в трактовке великого Михаила Ульянова, который действительно блистательно сыграл эту роль. В российском кино было достаточно попыток создать новый образ "Маршала Победы". Не буду называть фамилий, но это были очень известные актеры. На мой взгляд ни один из них не приблизился к уровню Ульянова. И вот "Ликвидация": Жуков-Меньшов. Владимир Валентинович блистательно справился с задачей: созданный им образ открыл нам новые грани в характере и поведении великого полководца, и, наверное, именно поэтому Жуков в трактовке Меньшова был так тепло принят как публикой, так и специалистами.
Владимир Валентинович в этой работе сделал то, что он делал в своих картинах как режиссер. Он никому не подражал, отвергал любые (пусть даже гениальные) шаблоны, и придавая Жукову необходимую для такой исторической личности статуарность, он вместе с этим ярко показывал и разные черты характера маршала. При этом он не показывал Жукова слабым, как пытались в некоторых моментах делать это другие исполнители. У каждого может быть свое мнение, но на мой взгляд после Михаила Ульянова Владимир Меньшов впервые показал нам достоверный образ легендарного военачальника.
А как режиссер он начал работать в те времена, когда весь мир был увлечен элитным кино. Каждый режиссер мечтал о лаврах Феллини, Бергмана, Тарковского и старался подражать им. Но эти великие режиссеры, создавая свои картины, никому не подражали - они именно так видели мир и передавали свои ощущения на экране. Именно поэтому они и стали великими. Подражать им было невозможно, потому что для этого надо было иметь их мировоззрение и в конце концов их душу. Многие начинающие режиссеры старались это делать, но по вполне понятным причинам это им не удавалось.
Но Меньшов никогда и никому не желал подражать. Все фильмы, снятые им, отличает особый, свойственный ему режиссерский рисунок. Какой? Он снимал предельно ясные фильмы, на темы, которые были интересны всем, а не только определенной части общества. При этом, Меньшов рассказывал свои киноистории очень интересно, снабжая их в достаточном количестве юмором.
Он был великим режиссером, и я уверен, что фильмы, снятые им, будут пользоваться большим успехом и у последующих поколений.
Сегодня в Москве он отправляется в последний путь. Баку - родной город великого режиссера тоже прощается с ним. Прими, Владимир Валентинович, дорогой земляк, и наши овации почёта в этот скорбный день. Вечная память.
Читайте также:
-
Нас породнил Баку: каким помнят Владимира Меньшова его азербайджанские коллеги
-
Юлия Меньшова выложила пост о смерти отца
-
Последний визит Меньшова в Баку: что режиссер помнил о городе детства
-
Умер Владимир Меньшов - обладатель "Оскара", родившийся в Баку