БАКУ, 28 июн — Sputnik. Успешная реализация проекта строительства канала "Стамбул" внесет значительный вклад в дальнейшее экономическое развитие Турции, говорится в поздравительном письме премьер-министра Азербайджана Али Асадова, адресованном вице-президенту Турции Фуату Октаю по случаю закладки фундамента первого моста, который будет построен на маршруте канала.
Канал "Стамбул"
В рамках проекта канала "Стамбул" искусственная транспортная артерия соединит в обход пролива Босфор Черное и Мраморное моря, повысив роль Турции в международной торговле.
Цель крупнейшей инфраструктурной инициативы Турции - разгрузить пролив Босфор, судоходство в котором с каждым годом становится все более интенсивным. Через Босфор - один из самых загруженных в мире морских путей - ежегодно проходит более 43 тысяч судов, тогда как этот показатель в соответствии с международными соглашениями определен на уровне 25 тысяч.
По прогнозам властей Турции, поток судов между Черным и Мраморным морями после 2050 года достигнет 78 тысяч, что актуализирует вопрос создания новой транспортной артерии.
Канал протяженностью 45 километров улучшит логистические возможности и инфраструктуру Турции, а также защитит экологию Стамбула от последствий возможных инцидентов с судами.
Глубина канала составит в среднем 20,75 метра, ширина - 275 метров. Вдоль канала "Стамбул" планируется строительство новых городов.
Как все начиналось
Идея сооружения канала была озвучена премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в апреле 2011 года.
Согласно проекту, канал Стамбул должен разгрузить пролив Босфор, через который каждый год проходит десятки тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью.
В декабре 2019 года Эрдоган выступил с заявлением о том, что морское сообщение через проектируемый к западу от Босфора Стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, регулирующей проход военных кораблей через турецкие проливы.
Турецкая оппозиция, в том числе мэр Стамбула Экрем Имамоглу, выступает против данной инициативы.