Встреча с предпринимателями, занимающимися производством и экспортом томатов, была организована на днях Фондом поощрения экспорта и инвестиций Азербайджана (AZPROMO) при поддержке министерства экономики республики.
Исполняющий обязанности главы AZPROMO Юсиф Абдуллаев рассказал на встрече о поддержке, оказываемой процессу экспорта томатов на международные рынки, о проделанной работе для преодоления существующих трудностей, разработке механизмов помощи, и пригласил предпринимателей к сотрудничеству с госструктурами.
Не секрет, что у фермеров есть проблемы со сбытом сельхозпродукции. Сами они жалуются, что сложности, главным образом, связаны с вывозом урожая на российский рынок. А продавать продукцию, собранную с теплиц, на местном рынке невозможно, урожай в этом году выдался обильный, говорят сельчане.
Из-за пандемии местные рынки сбыта заметно поредели. А российская сторона готова принимать азербайджанскую продукцию - если бы не заторы на границе. Проезд через границу занимает 10-15 дней, весь товар за это время попросту портится.
Нужно регулировать грузопотоки
Экономист Мирджавид Гасанов подтвердил в беседе со Sputnik Aзербайджан, что фермеры в настоящее время испытывают большие сложности с реализацией своей продукции.
При этом в нынешнем году ситуация с продажей огурцов была еще тяжелее, чем с помидорами. Стоимость килограмма огурцов упала до 10-15 гяпиков, а временами опускается и до 5 гяпиков. Фермеры жалуются, что не могут даже окупить свои расходы.
С томатами то же самое, продолжает эксперт. На полях они еще не поспели, а в розницу уже стоят 0,6 маната за килограмм, парниковые - по 30-40 гяпиков за килограмм. Главная проблема по-прежнему связана с вывозом урожая в Россию. Если фермеру станет невыгодно, он просто перестанет сажать эти овощи, отмечает Гасанов.
Азербайджан не должен быть зависим от одного только рынка, обязательно должна быть альтернатива, указывает экономист: "Было время, когда в Россию помидоры шли только от нас. А теперь в Туркменистане открылись теплицы на тысячи гектаров. Томаты начали сажать уже и в самой России, например, в Дагестане. Мы должны конкурировать с ними качественной продукцией. Азербайджанские томаты – вкусные, и наши помидоры – это бренд на российском рынке", - сказал Гасанов, добавив, что Азербайджан может конкурировать и на европейском рынке.
Проблема в том, что производство помидоров покрывает потребности внутреннего рынка, продолжил Гасанов. Излишки производства надо посылать за рубеж. От того, что урожай не экспортируется, страдает фермер. То есть фермерам надо помочь находить рынки сбыта.
Он также подчеркнул, что объем продукции, которую производят фермеры, не регулируется. Необходимо вести учет и знать, какой культуры сколько высажено. К примеру, фермеры видят, что алыча на рынке дорогая, и начинают ее сажать. Но алыча – не тот продукт, который пойдет за границу, то есть Россия его не покупает, указывает экономист. Сейчас уже цена на алычу падает, через два-три года эта культура вовсе будет стоить 10 гяпиков за килограмм, и снова алычовые сады вырубят и на их месте посадят другие.
"Фермерам надо показать, какие культуры выращивать, на что есть реальный спрос. А у нас сейчас раздолье, кто что хочет, то и растит. Например, кто-то посадил лук и неплохо на этом заработал, и вся деревня начинает выращивать лук. В такой ситуации производство лука растет, цены падают. В результате все, кто вырастил лук, терпят убытки. Но это не должно так работать, весь процесс надо регулировать", - отмечает экономист.
О свободе фермеров
Заведующий отделом по связям с общественностью и информации Минсельхоза Вугар Гусейнов сказал ранее, что фермер волен выращивать и продавать продукцию по своему усмотрению.
"Но никто из них не может сказать - мой урожай не продается, пусть государство его у меня купит. Такого механизма нет нигде в мире. У закупочных организаций есть свой специальный портал (http://tedaruk.az/). На нем может зарегистрироваться каждый, кто хочет продать свой товар", - сказал представитель ведомства. На сайте размещаются данные по нуждам, например, больниц и детских садов, то есть речь идет о крупных поставках.
С другой стороны, профильное российское ведомство постепенно дает разрешение нашим предприятиям на импорт азербайджанской продукции.
"Сейчас, когда кто-то говорит фермеру, почему вы продаете килограмм помидоров за три-пять манатов, фермер отвечает - это мой продукт, я могу продать его по любой цене. Фермер волен и сажать, что захочет, и цену устанавливать, какую пожелает. Рынок формируется на основе спроса и предложения", - сказал Гусейнов.
Россельхознадзор разрешает
Начиная с 15 июня Россельхознадзор дал добро на поставки в Россию азербайджанских яблок и томатов железнодорожными вагонами в Россию. Всего речь идет о 31 предприятии по производству томатов и 24 компаниях-производителях яблок. Решение принято на основании предоставленных азербайджанскими коллегами материалов и под гарантии Агентства продовольственной безопасности Азербайджана.
Месяцем раньше Россельхознадзор разрешил ввоз в РФ томатов с 30 азербайджанских предприятий, в том числе расположенных в Абшеронском, Шабранском, Шамкирском, Сальянском, Самухском, Товузском районах республики, а также в Сабунчинском, Насиминском, Наримановском, Бинагадинском, Ясамальском, Сабаильском районах Баку и в Сумгайыте.
Напомним, ввоз на территорию России томатов и яблок из Азербайджана был временно ограничен Россельхознадзором с 10 декабря 2020 года из-за найденных в плодоовощной продукции карантинных для стран-членов ЕАЭС объектов – южноамериканской томатной моли (Tuta absoluta (Povolny) и восточной плодожорки (Grapholita molesta (Busck).
Проблема фермеров
Ранее производители сельхозпродукции в Азербайджане уже озвучивали жалобы на сложности со сбытом. Проблема, по их словам, связана с тем, что вывоз товара на российский рынок значительно осложнился.
Так, по словам Афлатуна Абдуррахманова, который занимается закупкой томатов для дальнейшего вывоза в Россию, российская сторона готова принимать продукцию азербайджанских фермеров, но на границе образовался большой затор.
"Раньше товары отправлялись в Россию вагонами, в этом году возятся грузовиками. Автомобили проходят через границу за 10-15 дней. Урожай за это время портится. По этой причине за покупкой новой партии закупщики урожая уже не приезжают", - сетует Абдуррахманов.
Еще одна проблема связана с увеличением транспортных расходов: "Если в прошлом году один грузовой автомобиль возил в Россию товар за 1500 долларов, в этом году цена выросла до 4000 долларов. Это создает дополнительные трудности для посредников, и в конечном итоге убытки несут сельчане", - говорят фермеры.
Вопрос решается
На днях, в соответствии с договоренностью, достигнутой с российской стороной, количество грузовиков, получающих каждый день разрешение на въезд в РФ, было увеличено.
Тем самым, ситуация с образовавшейся в последнее время длинной очередью из грузовиков на азербайджано-российской границе стабилизировалась.
Ранее начальник Самурского таможенного поста Эйваз Алиев сказал Sputnik Азербайджан, что причин нынешней загруженности на границе - несколько, и первая из них - сезонная. "Заторы, помимо прочего, возникают из-за низкой пропускной способности противоположной стороны, они не могут обеспечить пропуск более 200 грузовиков в день, но в последние дни некоторые проблемы решены, и ситуация постепенно стабилизируется", - сказал Алиев.
В свою очередь, начальник Дагестанской таможни, полковник таможенной службы Сергей Вячеславович Троцко, комментируя ранее сложившуюся ситуацию для Sputnik, отметил, что и погранслужба РФ, и Дагестанская таможня принимают все необходимые меры для того, чтобы увеличить пропускную способность.
По его словам, предлагаются иные варианты перемещения, в том числе использование морского и железнодорожного транспорта, которые полностью снимут нагрузку с таможенного пункта пропуска.
"Железная дорога открыта. Это вопрос только к перевозчикам, чтобы отправители, перевозчики и получатели использовали этот вид транспорта как альтернативу", - сказал он.
Железнодорожники готовы помочь
Государственный таможенный комитет АР для устранения заторов на Самурском таможенном посту предложил перевозчикам использовать возможности железнодорожного транспорта.
В связи с увеличением экспорта сезонной сельхозпродукции ЗАО "Азербайджанские железные дороги" готово принимать грузы вагонами (в том числе рефрижераторными) в течение 24 часов на всех станциях, открытых для грузовых операций: "На сегодняшний день железнодорожный транспорт имеет более короткие сроки доставки, чем автомобильный, процедуры пересечения границы в два раза быстрее и стоят на 20-25% дешевле, в зависимости от пункта назначения".
В пресс-службе Госкомитета отметили, что в настоящее время сотрудники таможни, железнодорожники, а также работники Госагентства продбезопасности работают в усиленном режиме, в связи с этим была создана горячая линия.