БАКУ, 7 июн — Sputnik. Развитие транспортного сообщения между каспийскими государствами позволяет не только нарастить транзитный потенциал, но и обеспечить дополнительные источники доходов в бюджет, сказал экономист Ильгар Велизаде в ходе международного круглого стола "Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу Каспийскому экономическому форуму", прошедшего 7 июня в Москве.
Каспий - важный объект в системе магистральных маршрутов
Каспий является важным объектом в системе магистральных маршрутов, которые формируются на большом евразийском пространстве. Эти маршруты взаимосвязаны, взаимообусловлены и сегодня представляют собой условия для развития взаимодействия между каспийскими государствами, нерегиональными акторами. Они повышают инвестиционную привлекательность каспийских государств и способствуют раскрытию потенциала экономического сотрудничества, рассказал Велизаде.
В регионе реализуются крупные субрегиональные евразийские маршруты – "Север-Юг", "Восток-Запад", "Юг-Запад", а также формируется транспортный коридор "Каспийское море – Черное море". Сегодня активно развивается и совершенствуется система "Лазуритового коридора". Также реализуются отдельные транспортные проекты, имеющие важное экономическое значение для государств-участников – глобальный проект "Один пояс – один путь" и Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (Middle Corridor). В настоящее время также имеет большое значение проект Кашгар-Ош-Андижан, напомнил он.
"Конечно, это только ориентиры взаимодействия, но, если посмотреть по наполнению, мы увидим, как основании этой маршрутной базы формируются и логистические центры, и соответствующая инфраструктура", - подчеркнул эксперт.
Портовая инфраструктура
За последние десять лет развитие получила портовая инфраструктура во всех каспийских государствах. Их общая мощность была увеличена в полтора раза. Однако, несмотря на увеличение проектной мощности, загрузка портовых мощностей пока еще недостаточная. Портовые хозяйства каспийских государств работают в половину своей мощности. В планах, конечно, есть усовершенствование загрузки. В частности, посредством введения фидерного сообщения между портами Каспийского моря, отметил Велизаде.
В рамках этих портов активно формируются свободные экономические зоны, призванные стимулировать взаимодействие экономических и хозяйствующих субъектов. Также к этим проектам планируется привлечь нерегиональных участников. Это позволяет интегрироваться в транс-евразийскую и международную систему разделения труда, пояснил он.
В настоящее время активное развитие получило формирование современной инфраструктурной базы в виде логистических центров, торговых домов. Кроме этого, в последние годы в центре внимания каспийской пятерки находились вопросы, связанные с активизацией туристического сообщения. Развитие туристических и транспортных схем позволят интенсифицировать логистику региона, отметил экономист.
Велизаде также напомнил о существовании такой идеи, как создание транспортного кольца вокруг Каспийского моря. Это, по его мнению, позволит интенсифицировать связи между странами каспийского региона.
"Развитие транспортного сообщения между каспийскими государствами, в рамках обозначенных маршрутов, позволяет нарастить транзитный потенциал и обеспечить дополнительные источники доходов как в региональные, так и в государственный бюджет", - заключил Велизаде.