В Баку стартует долгожданный Гран-при Азербайджана "Формулы-1", завоевавший славу одной из самых непредсказуемых и зрелищных гонок. Спортивный обозреватель Sputnik Азербайджан Теймур Тушиев разбирается в главных особенностях предстоящего гоночного уик-энда.
Как это будет
Гран-при Азербайджана "Формулы-1" будет проходить в течение трех дней - с 4 по 6 июня, в ходе которых на улицах столицы будут соревноваться болиды классов "Формулы-1" и "Формулы-2".
Откроют Гран-при Азербайджана гонки в классе "Формулы-2", которые проведут свободную практику с 10:25 до 11:00 по бакинскому времени. Затем состоятся две сессии свободных заездов "Формулы-1", которые пройдут с 12:30 до 13:30 и с 16:00 до 17:00. Между двумя сессиями заездов состоится квалификация "Формулы-2" (14:30–15:00).
Во второй день, 5 июня, соревнования откроются спринтерской гонкой в рамках "Формулы-2" (11:25–12:15), еще одна спринтерская гонка "Формулы-2" пройдет с 17:40 до 18:40.
В рамках же "Формулы-1" сначала состоится третья свободная практика (13:00–14:00), а также квалификация (16:00–17:00), которая определит расстановку болидов в стартовой решетке основной воскресной гонки.
Наконец, в третий день, 6 июня, сначала состоится основная гонка "Формулы-2", проведение которой запланировано с 12:45 до 13:50.
Что касается "Формулы-1", то с 14:10 до 14:50 состоится парад пилотов, с 15:44 до 15:46 будет исполнен государственный гимн Азербайджана, а с 16:00 до 18:00 состоится основная гонка Гран-при Азербайджана "Формулы-1".
Особенности трассы в Баку
Общая длина Бакинского городского кольца составляет 6003 метра, пилотам же предстоит проехать 51 круг. В общей сложности по улицам Баку гонщики проедут 306,049 километров.
Трасса, разработанная архитектурным бюро Германа Тильке, проложена в историческом центре города, вдоль Приморского бульвара и Дома правительства, а также частично проходит по Ичеришехер (Старый город).
Бакинское городское кольцо является самым быстрым среди городских трасс, по длине круга уступает лишь Спа и Джидде, а количество поворотов больше только в Сингапуре и Абу-Даби.
У трассы в Баку 20 поворотов, 12 из которых левых, 8 - правых. Причем, 8 поворотов 90-градусные.
Ширина трассы на самом широком участке составляет 13 метров, а самый узкий участок - 7,6 метра, и он является самым опасным отрезком трассы.
Максимальная скорость в конце главной прямой бакинской трассы составляет 370 километров в час.
Помимо главной прямой, в Бакинском городском кольце есть и очень сложный для пилотов поворот, при преодолении которого гонщики испытывают колоссальные нагрузки. В частности, перед первым поворотом гонщики сбрасывают скорость с 334 до 125 километров в час за 1,85 секунды на отрезке в 107 метров. При этом максимальное усилие на педали тормоза составляет 131 килограмм, а пилоты испытывают перегрузку в 5,5 G. Для справки - такую перегрузку испытывают космонавты.
Кстати, в ходе Гран-при Азербайджана "Формулы-1" можно будет наблюдать любопытную особенность. На проспекте Нефтчиляр болиды едут во встречных направлениях - от 6-ого до 7-ого поворота в одну сторону, и от 19-ого до 20-го поворота - в противоположную, разделенные специальным забором.
Каков расклад перед гонкой
Накануне Гран-при Азербайджана в чемпионате мира "Формулы-1" произошла неожиданная смена лидера. Действующий чемпион мира, британец Льюис Хэмилтон после лучшего в карьере начала сезона постепенно увеличил свое преимущество в общем зачете. Однако, Гран-при Монако, состоявшееся 23 мая, перевернуло все с ног на голову.
Виной тому - неудачное выступление Хэмилтона, который занял лишь седьмое место. Осечкой чемпиона мира тут же воспользовался его основной преследователь Макс Ферстапен из Red Bull, который выиграл гонку и захватил лидерство в общем зачете.
В активе Ферстапена сейчас 105 очков, а на счету Хэмилтона - 101. Идущий на третьем месте гонщик McLaren Ландо Норрис отстает от действующего чемпиона мира на 45 очков.
После гонки в Монако лидерства лишился не только Хэмилтон, но и его команда Mercedes, которая опустилась на второе место в Кубке конструкторов. На счету немецкого автомобильного концерна 148 очков, а у лидирующего Red Bull - на очко больше.
Наверняка в Баку Mercedes и сам Хэмилтон попытаются отыграться за неудачное выступление в Монако и вернуть себе утраченное лидерство, а перед Ферстапеном стоит задача удержать первое место и увеличить отрыв. Причем, многие эксперты сходятся во мнении, что бакинская гонка пройдет значительно веселее, чем две недели назад. В Монако было довольно-таки скучно - крайне мало обгонов, а расстановка пилотов на финише оказалась практически такой же, что и после квалификации.
В Баку же с обгонами дела обстоят куда лучше. В частности, во время первой бакинской гонки в 2016 году, которая тогда носила название Гран-при Европы, было совершено 62 обгона. В 2017 году обгонов было 42, а в последующие два года - по 50.
Кстати, малое количество обгонов в 2017 году не помешало тогда Гран-при Азербайджана стать самой зрелищной гонкой в чемпионате того года.
Заметим, что пока еще ни одному гонщику "Формулы-1" не удавалось выиграть Гран-при Азербайджана дважды. Победителями предыдущих бакинских гонок были пилоты:
- Гран-при Европы 2016 года – Нико Росберг (Германия, Mercedes)
- Гран-при Азербайджана 2017 года – Даниэль Риккардо (Австралия, Red Bull)
- Гран-при Азербайджана 2018 года – Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes)
- Гран-при Азербайджана 2019 года – Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes)
Мнение пилотов перед гонкой
Лидер общего зачета чемпионата мира Макс Ферстапен на пресс-конференции в Баку заявил, что вместо прогулки по трассе в Баку, предпочитает поваляться в постели.
"Я не гуляю по трассе перед началом уик-энда с 2017 года. Не вижу в этом смысла. Лучше я поваляюсь несколько лишних минут в постели. Для того, чтобы лучше узнать трассу, в начале тренировочного заезда я медленнее проеду круг", - сказал Ферстапен.
Кроме того, он отметил, что с уважением относится к действующему чемпиону мира Хэмилтону и никаких психологических игр с ним не ведет.
Кстати, в этом году по инициативе Международной автомобильной федерации вопросы пилотам могут задавать и школьники. И в Баку один из школьников спросил гонщика из Нидерландов о том, что бы он выбрал - школу или гонки.
"У меня в свое время не было выбора. Но если бы даже он был, все равно не пошел бы в школу. Я очень доволен, как складывается мой жизненный путь", - сказал Ферстапен.
Победитель предыдущего Гран-при Азербайджана 2019 года Валттери Боттас прибыл в Баку самым последним. Дело в том, что в самолете из Финляндии, на котором он собирался прилететь в Азербайджан, была обнаружена поломка. В результате он прибыл в Баку в четверг, 3 июня, вечером, а на вопросы журналистов отвечал из аэропорта в Хельсинки посредством видеосвязи.
Пилот отметил, что не видит причин, которые помешают его команде по итогам гонки в Баку вернуть лидирующую позицию в общем зачете чемпионата мира, и не прочь повторить результат двухгодичной давности.
Гонщик команды Ferrari Карлос Сайнс, который был вторым в Монако, в Баку заметил, что подиум в предыдущей гонке придаст ему уверенность для успешного выступления в столице Азербайджана.
"В Баку, как и в Монако, тоже городская трасса, но у нее другие характеристики. Здесь длинные прямые, а у нас по-прежнему проблемы с разгоном и максимальной скоростью. Но если в Баку машина лучше будет себя вести в медленных поворотах, то у нас все будет в порядке. Не уверен, что результат в Монако мы сможем повторить в Баку", - сказал Сайнс.
Действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон в преддверии Гран-при Азербайджана заявил, что после неудачи в Монако его команда провела работу над ошибками.
"Мы провели тщательный анализ предыдущей гонки, горжусь, что работаю с такими профессионалами. Несмотря на то, что трассы в Монако и Баку городские, между ними много отличий. К тому же, в Баку гораздо теплее. В этот уик-энд мы будем решать совершенно другие задачи, и расстановка сил в этот раз изменится", - сказал Хэмилтон.
Ставки букмекеров
У предстоящего Гран-при Азербайджана "Формулы-1" нет явного фаворита, а шансы лидеров общего зачета чемпионата мира по "королевским гонкам" Макса Ферстапена и Льюиса Хэмилтона оцениваются, как примерно равные. На победу Ферстапена коэффициент составляет 2,25, а на успех Хэмилтона ставка составляет 2,20. А вот вероятность победы их партнеров оценивается гораздо ниже - коэффициент на Валттери Боттаса составляет 9, а на Серхио Переса - 9,5.
Наименьшая вероятность победить в Баку, по мнению букмекеров, у пилотов команды HAAS Uralkali Никиты Мазепина и Мика Шумахера, коэффициент на победу которых составляет 1 к 4000.
Перепечатка данного материала допускается только с письменного разрешения редакции Sputnik Азербайджан.
Самое интересное ищите в нашем канале на Яндекс.Дзен, а самое важное на нашем канале в Telegram.
Читайте также:
-
Раз, два, три – "Формула", начнись! В Баку стартуют "королевские гонки"
- "Формула-1" в Баку: насколько востребованы балконы и квартиры вокруг гоночной трассы?
- Как все начиналось: исторические факты о "Формуле-1"
- МВД обратилось к жителям Баку в связи с "королевскими гонками"
- Расписание Гран-при Азербайджана Формулы-1: когда смотреть онлайн
- Дави на газ! Тест-драйв трассы Formula 1 в Баку