Начиная с 27 сентября вооруженное противостояние между Азербайджаном и Арменией обострилось. В целях пресечения активности вооруженных сил Армении и обеспечения безопасности мирного населения командование азербайджанской армии приняло решение начать контрнаступательную операцию войск по всему фронту.
Корреспонденты озвучивают поступающие новости
Каждая экстремальная ситуация создает внутри любой более или менее серьезной медиаструктуры особую ауру. Днем ранее какой-то сотрудник мог себе еще позволить неторопливый обед, долгое чаепитие, но в чрезвычайных обстоятельствах напряжение в редакции возрастает.
Обычная тихая работа перед компьютером теряет значимость, слышится гул. При поступлении информации корреспонденты озвучивают поступающие новости, редактора требуют быстрых действий, одним словом, шумно. Иногда начинается какая-то беготня, кто-то собирается на место событий.
Война же представляет собой высшую форму чрезвычайных обстоятельств. В военных действиях участвует армия и почти всегда присутствует пресса. Даже во время самых кровавых мировых войн журналисты находились на передовой, записывали, снимали, информировали. Не было интернета - писали от руки, звонили в редакцию, отправляли телеграфом свои заметки. И сто лет назад, и сегодня журналист выполняет свой долг. Рядом разрываются снаряды, где-то слышны взрывы, но корреспондент и оператор продолжают снимать и передавать сюжеты в эфир.
Экстремальные журналисты - это особая порода людей
Каждый, даже самый скромный журналист жаждет хоть раз побывать в том месте, где происходят реальные события, будь то война или землетрясение с человеческими жертвами. Не у всех это получается. Можно всю жизнь провести за экраном компьютера, так и не побывав в зоне конфликта, и не понюхав пороха, как говорится.
Военные или экстремальные журналисты - это особая порода людей, не приспособленных к офисной работе. Они жаждут приключений, ищут событий, всегда готовы сорваться и побежать на место происшествия. Их мало интересуют какие-то скучные репортажи о карнавалах, презентациях новых смартфонов. Их не привлекают громоздкие пресс-релизы или заявления руководителей крупных компаний. Им нужны события, чтобы отражать их в своих материалах. Лишь голая правда.
Смотришь, вроде молодая, даже хилая девочка, а все просится туда, где опасно. Предлагает действовать инкогнито, хочет "поработать" нищенкой, чтобы до мелких деталей изобразить жизнь этих людей, ежедневно просящих милостыню. Она готова на любые роли, может быть официанткой в ресторане, уборщицей в отеле, помощницей чиновника-взяточника.
За некоторыми даже не стоит медиаструктура
Среди журналистов есть даже экстремалы-одиночки. Они ухитряются ездить по местам военных конфликтов, пишут репортажи, фотографируют, умудряются продавать их солидным изданиям. За ними нет даже медиаструктуры, которая хотя бы могла заступиться в случае опасности.
Помнится, как-то в редакцию предоставили репортажи из Афганистана. В то время там шли боевые действия, впрочем, там и сегодня воюют. Журналист-одиночка смог договориться с военными, полететь туда, несколько дней провести среди афганцев и сделать действительно глубокие репортажи. А ведь в этой стране в землю закопано, по некоторым данным, 12-13 миллионов противопехотных мин. Шаг влево, шаг вправо грозят опасностью.
Если журналист едет в зону военных действий, то его обычно приветствуют остальные сотрудники редакции, каждый хочет сказать что-то теплое, пожелать удачи, чтобы вернулся целым и невредимым. Понятно, что и в тылу тоже не дремлют, порой без сна и отдыха приходится жить по несколько дней. Но такова реальность.
Всем хочется проверенных новостей, а не фейковых публикаций
Сегодня десятки азербайджанских журналистов находятся в зоне военных действий на линии фронта между Азербайджаном и Арменией. Вокруг взрываются снаряды, их жизни угрожает опасность, но без их репортажей о реалиях войны никто не узнает. О сложностях их работы зачастую узнаем из новостей. Например, региональный корреспондент Sputnik Азербайджан сам попал под обстрел во время съемок в селении Чираглы Агдамского района, а автомобиль Общественного телевидения чуть не перевернулся от снаряда, который взорвался буквально в 30 метрах.
Нашим журналистам повезло, но при этом в мире ежегодно в военных конфликтах погибают десятки журналистов. Когда идет война, именно благодаря этим людям в виртуальное поле поступает точная информация. Всем хочется проверенных новостей, а не фейковых публикаций.
Ценность журналистской профессии ощущается именно в экстремальный период.