Как ни странно, но я, будучи еще мальчишкой, впервые увидел Константина Райкина не на сцене театра или в кинофильмах, а на телеэкране. Он вызывал жгучее любопытство уже только тем, что был сыном великого Аркадия Райкина. У многих было убеждение, что Константин тоже пойдет по стопам отца и посвятит себя юмору и сатире. И действительно, во время выступлений он ввергал зрителей в гомерический хохот, но делал это совершенно по-другому, не так как его отец.
Райкин-младший показывал на эстраде великолепные актерские этюды, имитируя повадки некоторых животных, исполнял прекрасные хореографические номера, демонстрируя изумительную пластичность, которая покоряла зрителей. Начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, только великий Андрей Миронов на театральной сцене, на эстраде и в кино (достаточно вспомнить его танец в знаковой комедии "Бриллиантовая рука") не раз восхищал зрителей своими танцевальными па, и вот в семидесятые появился еще один драматический актер, который в высшей степени профессионально выполнял хореографические номера.
Гибкость и пластика Константина Райкина ведут свое начало с детства. Родившись в семье великого Аркадия Исааковича Райкина, он с малых лет был очень подвижным мальчишкой. Родители решили отдать его в гимнастическую секцию, где он чувствовал себя в своей тарелке. Однако, именно там, занимаясь на брусьях, Костя сорвался и сломал себе нос.
Потом уже эта травма случалась с ним не раз, но уже во время уличных разборок. Несмотря на то, что он был сыном суперзвезды советской эстрады, он в шалостях не отставал от своих сверстников и частенько, как и все мальчишки, выяснял отношения кулаками. Родители относились к этому более или менее снисходительно, тем более что находились почти постоянно в разъездах, а Костя оставался на попечении бабушки и нянечки-татарки.
Но несмотря на уличные баталии и занятия гимнастикой, мальчик все же не забывал про школу и учился хорошо. В юности Костя был своенравным, не хотел именоваться только "сыном Райкина" и даже думал избрать далекую от искусства специальность. Однако в последний момент передумал и подал документы в знаменитое театральное училище имени Щукина. Он с блеском прошел все туры и поступил на курс известного педагога и актера Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
Педагоги отмечали необыкновенную работоспособность и дисциплинированность талантливого студента. В 1971 году Константин окончил училище и был приглашен Галиной Волчек в знаменитый театр "Современник". Он сыграл на сцене этого театра много ролей и должен сказать, что прекрасный дар его раскрылся во всей красе именно в "Современнике".
Многие помнят телевизионный вариант блистательной постановки шекспировской "Двенадцатой ночи" британским режиссером Питером Джеймсом. В этом спектакле была занята феерическая актерская когорта - Олег Табаков, Марина Неелова, Анастасия Вертинская, Юрий Богатырев, Петр Щербаков, Нина Дорошина.
Молодой Константин Райкин с блеском сыграл роль сэра Эндрю Эгьючика, и навсегда запомнился своей трактовкой этого персонажа бессмертной шекспировской комедии. Райкин с успехом справляется и с другими ролями в спектаклях театра, создавая образы как своих современников, так и исторических персонажей.
Почти одновременно с поступлением в "Современник" Константин начинает сниматься в кино. В1969 году он дебютирует в кинематографе. В первый раз он запомнился мне в фильме "Командир счастливой "Щуки". В главных ролях командиров подводной лодки играли знаменитые Петр Вельяминов и Донатас Банионис, а Райкин создал образ кока Булкина и сделал это так замечательно, что из роли второго плана выдвинул свой персонаж в передние ряды.
Потом было блистательное исполнение роли Бенедикто в не очень удачной экранизации Самсоном Самсоновым комедии Шекспира "Много шума из ничего". Однако в фильме был собран великолепный актерский ансамбль: Эраст Гарин, Андрей Самойлов, Владимир Коренев, Татьяна Веденеева, Борис Иванов и другие. Но фильм в первую очередь запомнился блистательным исполнением главных ролей - Бенедикто Константином Райкиным и Беатриче Галиной Логиновой, которая в наше время более известна как мама суперзвезды мирового кино Милы Йовович.
Сразу же после этой картины Константину Райкину поступило неожиданное предложение от Никиты Михалкова. Режиссер предлагал сыграть в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" роль казаха Кадыркуна. Уже потом на худсовете было решено, что казах Кадыркун трансформируется в татарина Каюма.
Это несколько облегчило задачу Райкину, ибо все свое детство он провел рядом с няней-татаркой. Константин вовсю использовал в фильме свои детские наблюдения и даже татарские выражения, которые запомнил с ранних лет. Кто видел этот выдающийся советский "истерн", помнят, что там было много трюков, которые Райкин благодаря своей спортивной подготовленности выполнял без дублеров.
Ошеломляющий успех имела и следующая работа Константина Райкина в фильме "Труффальдино из Бергамо". В этой музыкальной экранизации режиссером Владимиром Воробьевым произведения Карло Гольдони "Слуга двух господ" Райкин раскрыл всю многогранность своего актерского дарования, создав образ Труффальдино. В роли Смеральдины, невесты Труффальдино снялась изумительная актриса Наталья Гундарева.
Однако, в то время, когда театральная и кинокарьера Константина Райкина стремительно шла вверх, он вдруг исчез из поля зрения своих почитателей. Ушел из театра "Современник", прекратил сниматься в кино. Но весьма скоро все прояснилось. Аркадий Исаакович Райкин в те времена возглавлял театр "Сатирикон". Но, к сожалению, великий артист начал испытывать ощутимые проблемы со здоровьем. Аркадий Исаакович обратился к сыну, призвав Константина в театр.
Он хотел, чтобы сын не только стал его преемником в руководстве театром, но и сумел бы сделать "Сатирикон" полноправным драматическим театром, а не театром одного актера, как это было при нем. Сын не мог отказать отцу, и некоторое время они работали вместе, а после кончины великого Райкина Константин Аркадьевич достойно продолжил его дело, превратив "Сатирикон" в один из самых востребованных театров России.
Он не только руководил театром, режиссировал, но и продолжал играть на сцене "Сатирикона" как актер. Константин Райкин создал на этой сцене множество неповторимых образов как в современных спектаклях, так и в постановках русской и мировой классики.
Из-за большой занятости в театре Райкин крайне редко снимается в кино. Из его ролей особо хочу отметить два образа - Ученого и его Тени в философском фильме-сказке Михаила Козакова "Тень, или Может быть, все обойдется", поставленном по пьесе Евгения Шварца.
Также он не отказался от приглашения Сергея Урсуляка сняться в роли Эркюля Пуаро в фильме "Неудача Пуаро". Райкин сумел придать некоторую новизну этому известному всему миру сыщику, созданному литературным гением Агаты Кристи.
Конечно же, то, что Райкин мало снимается, сильно огорчает почитателей его таланта. Но это принципиальная позиция самого актера. Он действительно с блеском претворил в жизнь все надежды своего отца, превратив "Сатирикон" в один из самых знаковых театров России. Это было достигнуто огромным трудом. Когда заговаривает о везении, Константин Аркадьевич отмечает : "Везет тому, кто этого заслуживает". И с этим невозможно не согласиться.