Кямаля Алиева
Заслуженному артисту Азербайджана, премьеру Мариинского Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета Тимура Аскерову, до объявления карантина впервые довелось выступить с гастролями на бакинской сцене со спектаклем "Лебединое озеро". Своими впечатлениями Аскеров поделился в интервью Sputnik Азербайджан.
- Тимур, после долгого времени вы выступили в Баку на сцене Театра оперы и балета, на которой когда-то начинали свою карьеру. Что вы испытывали?
- Будучи еще студентом Бакинского хореографического училища (ныне Бакинская хореографическая академия), мы проходили практику в Театре оперы и балета. Мы даже были задействованы в некоторых спектаклях, входивших в репертуар театра. Когда к нам приезжали гастролёры, то я безумно этому радовался. Для меня это был настоящий праздник. У меня было ощущение чего-то нового. С большим удовольствием наблюдал за выступлением зарубежных артистов.
Я мечтал, что когда-то и сам буду приезжать на родину с гастролями и выступать в красивом гриме, костюме. Моя мечта сбылась, чему я безумно рад. Вообще все, что я загадывал в детстве, сбылось.
Фотограф немецкой группы Modern Talking провел фотосессию азербайджанца >>
Что я испытывал, выступая на этой сцене? Был безумно рад, что наконец-то получилось приехать и станцевать для родного зрителя в родном театре. В первую очередь, был счастлив станцевать для своих родственников, которые не имеют возможности посмотреть мое выступление в Петербурге. В целом испытывал чувство гордости, танцуя на сцене в качестве премьера Мариинского театра. Это просто незабываемые эмоции.
- Как оценили выступление своих азербайджанских коллег?
- Очень многие артисты, с которыми я когда-то выступал на этой сцене, ушли из театра. На сегодняшний день труппа состоит из 38 человек. Среди них есть мои одноклассницы и одноклассники. Я был очень рад их всех видеть. Хочу отметить их высокий профессионализм и преданность своему делу, потому что несмотря на малое количество артистов, спектакли продолжают идти и радовать бакинского зрителя.
- Часто ли приезжаете на родину?
- В основном приезжаю два или три раза в год повидать родителей, брата, родственников. Они также ко мне приезжают в Санкт-Петербург. Хотелось бы, конечно, чаще прилетать, но из-за сильной занятости не получается.
- Мариинский театр считается одним из лучших в мире, поэтому многие мечтают в нем работать. А как вам удалось в него попасть и было ли это вашей мечтой?
- Я с детства мечтал работать в этом театре. Артисты Мариинского театра часто выступали на бакинской сцене, также я смотрел очень много записей их спектаклей. Попасть в театр можно при помощи кастинга. Каждый год труппа театра помимо театральных кастингов организует также независимые, которые проводятся в Петербурге в Академии балета, где собираются разные художественные руководители. Одним словом, на сегодняшний день не представляет большой сложности попасть в этот театр. Сложность заключается лишь в том, чтобы вывести себя как артиста на должный уровень, чтобы заинтересовать руководителей.
В Мариинский театр я попал путем кастинга, как и в Киевский театр оперы и балета. Сейчас в современном мире не составляет труда связаться с руководителями по почте, отправить им свое видео, если вы считаете себя артистом, достойным этого театра. Я всегда мечтал работать в этом театре, о других даже не мечтал. Очень рад, что моя мечта осуществилась.
- В этом театре очень большая конкуренция, как вы с ней справляетесь?
- У нас в театре здоровая конкуренция и без нее не будет развития у артистов. С конкуренцией справляюсь не только я, но и все артисты, путем огромного объема работы, которой хватает абсолютно всем.
Театр ежедневно показывает спектакли. В месяц у нас 34 балетных постановки. Все живут дружно и мирно и заняты своей работой.
- За свою карьеру вы выступали в трех театрах разных стран. Каждый театр – это отдельная школа. Чему вы научились в этих трех школах?
- Бакинская школа, театр мне помогли тем, что я изучал и национальные танцы. Они тоже развивали определенную технику рук и ног, характер и харизму, которую нужно показывать на сцене. Мне удалось станцевать несколько национальных балетов. Они также помогли мне в дальнейшем.
В Киевском театре же я впервые познакомился с большими балетными спектаклями, такими как "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и другими. В этом театре я сделал первые шаги на пути к большой классике, но основному научился в Мариинском театре.
Азербайджанские певцы удивили необычным исполнением хита Шовкет Алекперовой >>
- Не было желания перебраться в Москву и танцевать в Большом театре?
- Меня много раз об этом спрашивали. Мариинский и Большой театры – абсолютно разные, но оба велики по-своему. Они оба красивы и знамениты на весь мир. Это два больших исторических театра. Тут не все зависит от моего желания. Если бы я горел этой идеей, то, конечно же, переехал бы в Москву. Но меня полностью устраивает моя работа в Мариинском театре. Мне тут все нравится.
- А вам не поступали предложения о работе из театров других стран?
- Да, и не раз. Когда я только делал свои первые шаги, очень многие труппы меня приглашали. Я отказывался, потому что уже попал в Мариинский театр. Меня тут все устраивало, поэтому не видел смысла начинать работу в другом театре.
- В Мариинском театре вы также встретили свою любовь – Кристину Шапран. Говорят, что людям одной профессии очень трудно ужиться вместе, а у вас с этим как?
- Думаю, что если люди не подходят друг другу и им трудно ужиться вместе, то тут не важно, в одной они профессии, или нет. Если люди подходят друг другу и поняли, что им жить вместе комфортно, то тут специальность не важна.
Государственный ансамбль танца Азербайджана вошел в тройку лучших коллективов СНГ >>
- Танцевать с супругой труднее или легче, чем с остальными партнершами?
- В какой-то степени легче, а в какой-то степени трудно. Иногда сложно репетировать, так как близкие друг другу люди могут позволить себе сказать больше, чем чужие. Танцевать же намного легче, так как вы полностью друг друга знаете и доверяете, вас ничего не смущает и от этого спектакли проходят более реалистично и лучше получается вжиться в роль.