Многие иранские аналитики, как впрочем и зарубежные, прочат проигрыш на парламентских выборах ныне находящимся у власти так называемым реформаторам во главе с президентом Хасаном Роухани.
Мощным подспорьем для оппозиционных иранских сил послужил призыв к населению высшего руководителя Ирана Али Хаменеи избрать такой парламент, который может дать достойный отпор Вашингтону и прочим внешним недругам ИРИ. Вместе с этим он призвал граждан активно голосовать, напомнив, что это их не только гражданский, но и религиозный долг.
Однако, несмотря на призыв Али Хаменеи, предвыборная ситуация в стране была такая, что вряд ли можно было ожидать большой явки избирателей. Тем не менее, за 290 депутатских кресел борются свыше семи тысяч претендентов.
Несмотря ни на что, Роухани и его команда все еще питают надежду, что иранский народ, не желая изоляции своего государства, которая уже вызвала сильные экономические трудности в стране, будет голосовать за "реформаторов". Думается, расчеты Роухани и его соратников весьма призрачны.
Куда более реально выглядит прогноз, что в стране на этих парламентских выборах победу одержат консерваторы. Последние делают ставку на тотальную мобилизацию страны для борьбы с Вашингтоном. Их стремление полностью соответствует чаяниям Хаменеи и его призыву. Как известно, точка зрения верховного правителя всегда являлась предтечей к победе того или иного кандидата на иранских выборах, как парламентских, так и президентских.
Роухани понимает это, и потому со своей стороны тоже энергично убеждает население обязательно прийти к избирательным участкам и проголосовать. Он надеется, что если жители крупных иранских городов проявят избирательную активность - в особенности прогрессивные круги, то, возможно, реформаторы удержатся. Но все дело в том, что население крупных городов не горит желанием идти на выборы. В частности, в Тегеране, где традиционно была сильная поддержка реформаторов, по данным иранских центров общественного мнения пойти на выборы изъявил желание смехотворный 21%.
Нужно отметить, что Роухани и его соратники ныне находятся в незавидном положении. Этому безусловно способствовал провал их политики сближения с Западом и вытекающий из этого стремительный спад экономики.
Отметим, что в ноябре 2019 года в Иране на 50% поднялись цены на бензин. Естественно, что это было сделано не по прихоти Роухани, а в связи с тяжелой ситуацией, в которую попал Иран после разрыва соглашений с Вашингтоном. Однако Трамп далеко, а свое правительство близко. Тем более что они в течение нескольких лет убеждали иранцев, что сближение с Вашингтоном и Брюсселем на руку Тегерану и даст возможность ИРИ выправить экономическую ситуацию. На определенный срок это удалось сделать. Но потом непримиримая позиция Трампа свела на нет все усилия иранского президента и его соратников.
Вполне понятно, что массовые беспорядки в Иране, которые начались после повышения цен, в первую очередь были против правительства Роухани.
В то же время Али Хаменеи тщательно дистанцировался от политики реформатов в части сближения с США и Евросоюзом, продолжая громогласно называть Америку большим Сатаной.
В глазах иранцев, а тем более маргинальной части населения, вина Роухани в нынешней экономической ситуации неоспорима. И неважно, что реформаторов подвели и что США коварно от них отвернулись, а Евросоюз не смог оказать действенную поддержку. Для простых людей важно то, что Роухани обещал благую жизнь, но не смог претворить обещанное в жизнь.
Очевидно, что на этих выборах консерваторы возьмут вверх. Ведь кроме того, что рейтинг Роухани и его команды заметно упал, Совет стражей конституции отклонил почти 75% кандидатур так называемых умеренных соискателей, которые поддерживали Хасана Роухани. Коалиция консерваторов и сторонников жесткого курса во главе с бывшим шефом иранской полиции Мохаммадом Багером Галибафом имеет очень весомые шансы на победу. А после призыва Рахбара выбрать парламент, который может дать отпор Вашингтону, в победе Галибафа и его команды в Иране мало кто сомневается.