Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В связи со столетним юбилеем народной артистки Азербайджанской ССР Амины Дильбази президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении ряда мероприятий. Во всех юбилейных вечерах в Баку принимала участие дочь танцовщицы - профессор музыки Технологического университета Флориды (США), креативный директор программ и промоутер фонда "Музыкальное образование и аутизм" Пярвин Мурадова, уже 30 лет проживающая в Америке. В интервью Sputnik Азербайджан Мурадова раскрыла интересные подробности о народной артистке.
- Пярвин ханум, оба ваших родителя отец - Джевдет Гаджиев и мать - Амина Дильбази являются народными артистами Азербайджанской ССР. Скажите, легко ли быть дочерью таких известных людей?
- Это не легко, а очень сложно. В хорошем смысле слова я никому не желаю этого. Быть дочерью знаменитых родителей хорошо тем, что ты растешь в атмосфере творческих людей. Они до конца своих дней продолжали учиться. Отец всегда говорил: "Никогда нет предела в учебе. Учись до конца и никогда не считай, что ты все знаешь". Он был прав, ведь всегда есть возможность увидеть, узнать что-то новое. Они все время были в работе, даже дома. Наша квартира напоминала творческую лабораторию.
Я самая младшая в семье, и меня не с кем было оставить, поэтому мама всюду брала меня с собой. Я знала всех – Лейлу Бадирбейли, Шовкет Алекперову и многих других. Все они были очень простыми людьми. У них не было никаких требований. Они любили свой народ. Ездили на гастроли в страшных автобусах, но никто из них, будь то Шовкет ханум, будь то моя мама, никогда не жаловались и не требовали, чтобы им дали шикарный автомобиль.
Они пытались донести свое творчество до людей, которые даже никогда телевизора не видели. После восьми- или десятичасовой дороги они выходили на сцену и не показывали свою усталость. Я у спала у них на коленях в автобусе. Шовкет Алекперова даже пела мне колыбельную.
- В одном из своих последних интервью Амина ханум признавалась, что чувствует себя забытой и никому не нужной. Почему?
- Времена менялись, поэтому и страна уже была другой. Ее невозможно было забыть. Мама переживала, что искусство Азербайджана уйдет. Она боялась, что вдруг азербайджанские танцы кто-то присвоит, о них забудут. У нее были очень высокие стандарты, поэтому она не могла смириться с тем, что происходит в танцевальном искусстве. Но видя, какой юбилей моей матери организовали, можно с уверенностью сказать, что о ней еще помнят.
- В те времена родители были против того, чтобы их дочери занимались искусством, в частности становились актрисами, балеринами или танцовщицами. А как мать и отец Амины Дильбази отреагировали на ее выбор?
- Бабушка была очень прогрессивной женщиной. Она отвела мою мать к Узеиру Гаджибейли, который и посоветовал вначале отдать ее на фортепиано, а потом она выбрала профессию танцовщицы. Моя бабушка жила не настоящим, а видела будущее. Такой же была и моя бабушка с папиной стороны.
- Ваша мать очень много гастролировала и у нее было огромное количество поклонников, одаривавших ее дорогими подарками…
- Да, от поклонников у нее не было отбоя. Ей часто дарили какие-то подарки. Это еще раз подтверждало, что народ очень любил ее творчество. Мама была открытым человеком, не снобом. Сейчас же, когда я стояла рядом с некоторыми артистами в возрасте 30 лет и больше, заметила, насколько они снобы, хотя Азербайджану не принесли даже мизерного успеха, как это сделало золотое поколение страны. Моя мать всегда была открыта для общения. К ней все могли прямо обратиться, попросить о помощи. К нам все приходили, и она помогала, чем могла. Когда артист открыт, то его любят все, поэтому народ старается одарить его чем-то.
- За руку вашей матери боролись двое известных личностей Азербайджана - Фикрет Амиров и Джевдет Гаджиев, но она, как мы знаем, остановила свой выбор на втором. Рассказывала ли вам мать свою историю любви?
- Их историю любви они бы, конечно, рассказали лучше, чем я, потому что меня тогда не было даже на свете. Думаю, это был творческий и звездный треугольник. Несмотря на то, что мама передумала выходить за Фикрета Амирова, наши семьи всегда общались.
Наверное, между моей матерью и отцом была какая-то химия, поэтому она остановила свой выбор на нем. Она по жизни была музой моего отца. Думаю, всем, чего он достиг в жизни, отец обязан маме. Как говорят, за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Моя мать была как корабль. Она нас всех вела и мы всегда были уверены, что у нее правильная навигация. Все произведения моего отца были посвящены ей и нам.
Мы же, в свою очередь, живое произведение своих родителей. Они были для нас прекрасным образцом семьи. Мне повезло, что у меня были такие родители. В нашей семье у отца была своя роль, а у матери – своя. Мы всегда чувствовали уважение мамы к отцу. Для любого ребенка это очень важно, потому что особенно для девочки первая любовь - отец, а для мальчика – мать, которая придает ему силу и уверенность.
- А правда, что они поженились в военкомате?
- Да. Тогда ведь было военное время.
- Ваша мать мечтала открыть танцевальную школу. Не думали ли воплотить эту ее идею?
- Очень хотелось бы это сделать. Будучи в Баку, я посетила в Гимназии искусств при Азербайджанской государственной консерватории концерт, на котором выступила юная танцовщица. Она исполнила два танца моей матери. И сделала это так красиво, что я в ней увидела свою мать. Я даже расплакалась. Считаю, что надо создать школу имени Амины Дильбази. Это моя мечта. В интернете огромное количество видео, на которых моя мать демонстрирует, как нужно танцевать, но, к сожалению, их не показывают в учебных заведениях.
- Уже долгое время в Америке действует ваш фонд "Музыкальное образование и аутизм". Чем он занимается?
- Известно, что музыка лечит, успокаивает, помогает выразить себя. Среди моих учеников есть и дети-аутисты. Многолетняя работа с ними подтолкнула к мысли устроить фестивали, концерты и выступления, где их никто не будет делить на категории, где они могут получить заслуженное признание и внимание к их таланту.
В 2015 году состоялся первый благотворительный гала-концерт в Карнеги-холл в Нью-Йорке, организованный в пользу фонда "Музыкальное образование и аутизм". Это был праздник души и таланта, родители были счастливы увидеть успех своих детей на великой сцене, слышать аплодисменты и почувствовать восторг публики. Это событие еще раз убедило нас всех, что наш человеческий долг помочь детям с аутизмом наслаждаться полной жизнью, научить выражать себя, дать им надежду.
- Когда рассчитываете провести в Америке интернациональный фестиваль имени Амины Дильбази?
- Пока точно не могу сказать, но мы планируем провести его в мае 2020 года. В нем смогут принять участие танцоры из разных стран, так как народная артистка исполняла все танцы мира. Одним из самых главных условий проекта является то, что все выступления должны соответствовать танцевальным стандартам Дильбази.