БАКУ, 6 янв — Sputnik, Шахпери Аббасова. Один из самых величественных и значимых памятников Нахчывана и всего Азербайджана - мавзолей Момине Хатун - был построен в XII веке. Столетиями он оставался символом любви, а также уважения и почитания к женщине, и прежде всего матери, рассказала Sputnik Азербайджан сотрудница музейного комплекса Афет Бабаева.
Исфар Сарабский исполнил давнюю мечту благодаря "Карабахским скакунам" >>
Мавзолей возведен в период существования на территории Азербайджана государства Атабеков, при этом история его появления достаточно интересная. Строение было достаточно масштабным для своего времени, это говорит о том, что оно посвящено неординарной личности.
Принято считать, что первый правитель государства Атабеков Шамсаддин Эльданиз велел построить мавзолей над могилой своей любимой супруги Момине Хатун. Но ему не довелось увидеть даже фундамента мавзолея, так как сам он скончался спустя почти месяц после ее смерти. В итоге построил мавзолей их сын Мухаммед Джахан Пехлеван, о чем гласит надпись на стене мавзолея.
Сами Юсуф посвятил азербайджанцам песню - видео >>
Момине хатун же вошла в историю не только как мать великого правителя государства Атабеков Джахан шаха, она сыграла важную роль в исторических событиях своего времени. При этом вместе с мужем – отцом Джахана Пехлевана, первым атабеком Шамсаддином Эльданизом, их считают родоначальниками династии Эльдегизов и основателями государства Атабеков.
В свое время на месте, где сегодня стоит мавзолей, располагался целый комплекс строений. Среди них - большая мечеть с двумя минаретами, которая считалась в XII веке одной из самых больших на Востоке, в ней одновременно могли молиться пять тысяч человек.
"Строения на площади вокруг мавзолея просуществовали до XIX века, после чего постепенно стали разрушаться – по большей части из-за войн, и до наших дней сохранился только мавзолей Момине Хатун", - рассказала Бабаева.
Этот мавзолей считается первым на Востоке, который был построен в честь женщины, и неудивительно, что во многом он имеет символическое значение, продолжила сотрудница музейного комплекса. Во-первых, мавзолей показывает, каким уважением и почитанием в Азербайджане в те времена пользовались женщины, особенно матери. Во-вторых, это символ любви, благодаря которой и появился этот памятник.
Сам мавзолей состоит из двух частей - подземной, где находится собственно захоронение Момине Хатун и куда невозможно попасть, и наземной. Верхняя наземная часть имеет купольную форму, она сложена из обожженного кирпича, имеет десять граней, каждая из которых представляет собой неглубокую нишу, завершающуюся вверху сталактитовой композицией. Грани покрыты сплошным узором из геометрического орнамента и куфическими надписями. По словам Бабаевой, при строительстве мавзолея использовались традиционные в то время материалы - яйца, глина, козье молоко и шерсть.
Автором этого памятника стал великий зодчий Аджеми Абубекир оглу Нахчывани. По легенде, после того как архитектор закончил строительство мавзолея, Мухаммед Джахан Пехлеван пригласил его к себе во дворец и спросил, может ли он построить где-то еще один такой же величественный памятник, на что архитектор ответил, что может построить еще лучше.
Народная любовь: юбилей королевы танца Азербайджана отметили по всему миру >>
Попрощавшись с Аджеми, правитель государства Атабеков приказал своему визирю убить архитектора, сказав, что "не может быть мавзолея прекраснее мавзолея моей матери". Но визирь высоко ценил гений зодчего, и потому предупредил его о необходимости как можно скорее покинуть Нахчыван. Аджеми вернулся в город только после смерти Джахан хана.
Что касается жизни самого зодчего, то о нем осталось очень мало сведений. Его жена, по некоторым сведениям, рано умерла от болезни, а детей у него не было.
По словам Бабаевой, большинство памятников истории в советское время находились в запущенном состоянии, и мавзолей Момине Хатун в этом смысле не был исключением: "Исторические здания разрушались, или использовались для всевозможных нужд. Но когда к власти пришел великий Гейдар Алиев, он позаботился о памятниках истории. Каждый раз, приезжая в Нахчыван, он не мог уехать, не посетив мавзолей. Благодаря ему с 1997 года мавзолей стал музеем. Об этом месте, да и о самом Нахчыване, стали узнавать, к нам стали приезжать со всего мира".