БАКУ, 22 ноя — Sputnik, Кямаля Алиева. В Центре современного искусства YARAT состоялось открытие выставки иранских художников под названием "Хрупкие рубежи: Взгляд на (не)видимые границы Ирана", сообщает Sputnik Азербайджан. Она поднимает вопросы, касающиеся политической идентичности, а также внутренних, межличностных и международных границ.
Название выставки взято из заглавия эссе профессора Фирузы Кашани-Сабет "Хрупкие рубежи: убывающие владения Каджарского Ирана", где выделены два типа границ: разделения буквальные, физические, и разграничения метафорические, культурные.
Свои работы на выставке продемонстрировали 15 иранских художников, такие как Назгёль Ансариния, Камруз Арама, Дадбех Бассира, Робин Мандэль, Али Момени, Тимо Нассери, Жаля Несари, Навид Нура, Лейла Пазуки, Неда Разавипура, Сара Рахбара, Газалех Хедаят, Самира Ходаэи, Геларе Хошгёзарана, Самира Эскандарфар, такжа представлена работа жившего и творившего в XIX веке Мирзы Кадыма Иревани.
Среди них есть мастера кисти, которые на данный момент проживают в Иране, а также и те, кто живет в других странах, но все равно не забывает о своей родине. Об этом Sputnik Азербайджан сообщила художественный руководитель YARAT Суад Гараева-Малеки. Ко всему этому в экспозицию вошла одна из известных работ художника Мирзы Кадыма Иревани, чье творчество занимает важное место как в истории Азербайджана, так и Ирана. Его картину для выставки временно предоставил Азербайджанский национальный музей искусств. Многие мастера представили свои старые работы, но шестеро из них решили создать новые произведения искусства специально для YARAT, указала она.
Кураторами выставки являются Анна Фех и Фарах Пирие. Для реализации данного проекта ими была проведена большая исследовательская работа, в ходе которой были рассмотрены работы более двухсот иранских художников. Кураторы даже совершили поездку в Тегеран, чтобы встретиться с живописцами, с некоторыми же пообщались в других странах.
"Мы решили выбрать именно этих 15 художников, так как их работы ссылаются на темы, о которых нам важно рассказать в рамках выставки. Это тема границ, ограничений как физических, так и метафорических. Если мы говорим о физических границах – это геополитические границы, если о метафорических, то есть невидимых границах - это социальные, культурные, ментальные ограничения, с которыми мы сталкиваемся порой ежедневно. Также мы рассматриваем на выставке отношения Азербайджана и Ирана, поэтому работа Мирзы Кадыма Иревани и была включена в экспозицию", - отметила Sputnik Фарах Пирие.
На первом этаже галереи представлены работы, исследующие невидимые границы между пространством тела и пространством города, хаосом и порядком, между "я" и "остальные". А на втором зрители стали свидетелями контр-экспозиции, сфокусированной на исследованиях проявлений безграничности и физических аномалий в природе – на земле, в небе, в воде.
Одной из самых необычных работ на выставке стал проект художницы Самиры Ходаэи. Ее творение было представлено не внутри галереи, а висело в задней части здания YARAT. Для создания этой работы автор использовала 9600 перчаток, прикрепленных друг к другу.
"Нефтяная тематика очень актуальна и в Иране, и в Азербайджане. Я решила собрать перчатки нефтяников, которые проживают в этих двух странах. Труднее всего их было достать в Иране, поэтому пришлось обратиться к самим рабочим, а не в нефтяную компанию. Мне удалось собрать девять тысяч перчаток иранских нефтяников и шестьсот - азербайджанских", - сказала Ходаэи.
Сара Рахбари в отличие от своих коллег создает флаги разных государств и украшает их надписями, которые чаще всего имеют саркастический смысл. Благодаря этому она хочет донести до людей свой месседж. На бакинской выставке она решила представить флаг США длиной больше пяти метров.
"Американский флаг я подписала словами "Со мной ты в безопасности", но это сарказм. Америка пропагандирует себя всему миру как страна, в которой безопасно жить, и этим привлекает к себе эмигрантов. На самом же деле эмигранты в американских лагерях живут в ужасных условиях, а многих из них даже насильно заставляют покинуть страну. Я сама тоже эмигрировала в США. Но тогда я не знала, что там настолько плохо", - призналась Рахбари.
Иранский художник Навид Нур решил представить бакинцам работу, которая представляет собой иммерсивные мраморно-зеркальные ворота, открывающие вход в параллельные миры. Тимо Нассери в своей работе "Ночь, которая не кончается, или Свет, который нам ни к чему" также обратился к образу Вселенной. В ней звезды сделаны из маленьких черных каменных зерен, которые медленно растворяются и исчезают.
Ко всему этому, посетителям выставки были представлены перформансы, представляющие собой короткометражные фильмы. Каждый из них отражал в себе тематику выставки.
Вход на выставку свободный. Она продолжит свою работу до 16 февраля 2020 года.