Долгие годы Ближний Восток стабильно удерживает незавидное первенство самого напряженного региона на планете. Временами ситуация здесь выправляется, и кажется, что мир и порядок возвращаются в регион, но потом положение вновь накаляется. За исключением некоторых государств, расположенных на этой земле, богатой нефтью, Ближний Восток, можно сказать, почти всегда полыхает неразрешимыми общественными и политическими противостояниями, которые довольно часто переходят в фазу вооруженного конфликта.
В такой стране Ближнего Востока, как Ливан, некоторое время наблюдалась относительная стабильность, однако ныне и этот карточный домик рассыпался. Накануне, как стало известно, премьер-министр страны Саид Харири объявил, что оставляет свой пост. Его отставка стала результатом не утихающих вот уже две недели протестов в стране, которые проходили под лозунгом: "Народ желает смены режима!"
Харири пытался выровнять ситуацию, но после того как убедился, что это ему не по силам, подал в отставку, при этом объявив, что для него главное - не должность, а безопасность страны.
Ну что же, решение Харири - цивилизованно, а его слова весьма патриотичны. Но что же произошло в Ливане и подвигло Харири уйти в отставку?
Волнения в Ливане стали реакцией на намерения правительства залатать бюджетные прорехи путем введения новых налогов. Об этом было известно и ранее, но общественность надеялась, что правительство не решится претворять задумку в жизнь.
Некоторые страны продолжают использовать силу в международных отношениях - Лебедев >>
Еще в начале прошлого месяца Харири объявил о чрезвычайном положении в экономике Ливана. Госдолг страны к концу 2018 года составлял 150% от ВВП, а дефицит бюджета - 11%.
Эти показатели - одни из самых худших в мире. В стране, население которой составляет семь миллионов человек, один миллион находится за чертой бедности и примерно треть - беженцы. Высок уровень безработицы и инфляции. При этом Ливан на протяжении долгого времени искусственно поддерживал стабильность своей валюты, что привело к дефициту платежного баланса и внешней торговли.
Несмотря на достаточно высокий уровень коррупции в Ливане, международные финансовые структуры готовы были помочь стране, но, конечно же, на определенных условиях. Они требовали у правительства Ливана претворить в стране экономические реформы.
Правительство Харири ничего не оставалось, как начать вводить жесткие меры. Естественно, что это не могло вызвать особенной радости у простых ливанцев. Они были крайне недовольны, а тут еще стало известно, что вводится налог на использование приложения WhatsApp в размере шести долларов в месяц. После этого сообщения ливанцы в массовом порядке вышли на улицы и стали требовать смены правительства. В противном случае, протестующие угрожали властям революцией.
Учитывая, что по некоторым данным, число протестующих доходило до миллиона человек, опасность революции была довольно зримой. Харири поспешил снять опасность и подал в отставку, чтобы успокоить недовольных.
Операция по уничтожению аль-Багдади могла быть спланирована Турцией - Озер >>
Тут дело, конечно же, не в WhatsApp: по данным мировых СМИ, многие демонстранты, общаясь с представителями прессы, говорили о том, что правительство Харири виновато в плачевном экономическом положении страны. Именно этот факт вызывает их недовольство и потому они требовали смены правительства.
Ну что же, можно сказать, что протестующие добились желаемого и Харири оставил свой пост. Но сможет ли другое ливанское правительство вывести страну из этого экономического кризиса и не дать Ливану впасть в кризис политический? Вряд ли Ливан своими силами сможет справиться с экономическими проблемами, а помощь извне власти страны могут получить только после исполнения жестких условий кредиторов.
Тому, кто придет на смену Харири, придется начать сложный переговорный процесс с международными финансовыми структурами о незамедлительной помощи, но при этом и об ослаблении выдвинутых ими условий. Или начать действовать против собственного населения решительно и жестко, а это, учитывая революционные настроения масс, чревато непредсказуемыми событиями.