Глава самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Денис Пушилин не скрывает своего недоверия к властям Украины, несмотря на подписанную в Минске "формулу Штайнмайера" и заявления о согласии на разведение сил и средств на двух пилотных участках. О своем отношении к требованию Киева расформировать "ДНР" и "ЛНР", а также о том, почему украинские власти не хотят соблюдать перемирие на Донбассе, Пушилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Юрию Войткевичу.
- Как удалось повлиять на Киев в вопросе подписания "формулы Штайнмайера"?
- Почему Киеву пришлось подписывать формулу и приходить к таким механизмам? Она была согласована в "нормандском формате" еще в 2015-2016 годах. Переговорщики в Минске, представители Украины сказали – "мы ничего не знаем по этой формуле, мы ничего в этом плане делать не будем". Естественно, на этом все и тормозилось.
Несколько лет подряд шли обсуждения вокруг этой формулы. Поэтому, учитывая, что на Украине поменялась власть, появилась некая надежда, что Киев поменяет свое отношение к выполнению взятых на себя обязательств в рамках минских соглашений и пойдет какое-то движение. Поэтому взяли самые простые из предыдущих соглашений – "формулу Штайнмайера". Это стало одним из условий в "нормандском формате".
Следующим условием стало разведение сил и средств в Петровском и Золотом. Сейчас Украина, особо не мудрствуя, пошла на какие-то продвижения по разведению в Станице Луганской, но заблокировала Петровское и Золотое.
Евро-2020: Россия - Украина и крупные турниры в РФ. Реально? >>
Мы, конечно же, могли бы отнестись с пониманием к украинским властям, к тому, что у них там есть какие-то неуправляемые радикалы, еще какие-то митинги собираются. Все это можно было бы понять, если бы все это время по нашей территории не прилетали снаряды и если бы эти договоренности не были бы зафиксированы во всех возможных форматах - в Минске "в нормандском формате", на встречах предварительного характера. Но, увы, Украина в этом плане не сдвигается.
Проблема с радикалами – это проблема нынешних украинских властей. У них есть все возможности, у них есть большинство в Верховной раде, чтобы имплементировать "формулу Штайнмайера" в законодательство, а это является продолжением условия по "формуле Штайнмайера", чтобы нормандская встреча состоялась.
Мы свои обязательства полностью выполняем и готовы полностью реализовывать минские соглашения. Но делать это в одностороннем порядке не получается. Что касается "формулы Штайнмайера" и разведения сил и средств – мяч на стороне Украины.
По "формуле Штайнмайера" нужна имплементация в законодательство. Большинство в Верховной раде есть, значит, и возможности таковые имеются. По Петровскому и Золотому – просто нужно взять и развести. Мы готовы. Это просто нужно брать и делать.
- Как можно объяснить то, что Киев согласился и на разведение сил и средств, и подписал "формулу Штайнмайера", но при этом нет продвижения по этим вопросам?
- Зеленский сейчас повторяет Порошенко в самых худших его проявлениях. Приходил во власть на мирных лозунгах: заявил, что он президент мира и первое что он сделает – это добьется мира. Прошло уже больше, чем полгода, но приказа о прекращении огня нет. Ни один пункт, даже самые основные по разведению и прекращению огня со стороны Украины, не выполнен. Поэтому мы сейчас видим Порошенко в худших проявлениях.
- Как может изменить ситуацию в Донбассе выполнение "формулы Штайнмайера"?
- Хотелось бы отметить, что "формула Штайнмайера" – это один из элементов выполнения политических пунктов Комплекса мер. "Формула Штайнмайера" всего лишь открывает возможность, даже ее имплементация открывает возможность обсуждать остальные моменты, связанные с проведением выборов, как это предусмотрено Комплексом мер на территории Донбасса. Но со стороны Украины мы пока видим блокировку, то есть я не вижу никаких предпосылок, чтобы Украина завтра, через неделю, через месяц или позже имплементировала эту формулу в украинское законодательство.
Исследование: лишь два процента материалов о России в западных СМИ позитивны >>
- Какую выгоду Киев может преследовать в таком случае?
- Просто тянут время, пытаются заигрывать с радикально настроенными элементами и забывают, что это не их электорат. Они никогда не понравятся радикалам. Это их самое большое заблуждение. Зеленского к власти приводили не радикалы, а как раз люди, которые хотят мира, это более 70%, как показали результаты голосования. Но Зеленский почему-то не к этим 70% с лишним прислушивается, а прислушивается к кучке неонацистских образований.
- Что может повлиять на то, чтобы Киев принял условия "формулы Штайнмайера", и сколько времени на это может понадобиться?
- Мы неоднократно взывали к мировому сообществу, неоднократно взывали к странам-гарантам. И только Россия делала и продолжает делать определенные шаги, которые всячески должны подталкивать Украину к выполнению взятых на себя обязательств. Но шестой год Украина не сдвинулась с места, поэтому говорить и называть сейчас какие-то сроки, когда Украина все-таки вздумает выполнять минские соглашения, это дело очень неблагодарное.
- Готова ли "ДНР" выполнить требования, прописанные в документе и продвигаться по минским соглашениям?
- Мы не то, что готовы, а регулярно об этом заявляем, об этом говорят наши представители на переговорах в Минске. Более того, с нашей стороны есть все необходимые шаги. То есть мы исходим из того, что минский процесс и минская площадка как таковая, должна способствовать мирному урегулированию конфликта. Пока альтернативы мы не видим,
- Выполнение "формулы Штайнмайера" может повлечь за собой полное прекращение боевых действий в Донбассе?
- Комплекс мер составлялся в очень непростых условиях, очень сложных. И там очень много компромиссных пунктов. Но тем не менее, это некая "дорожная карта", которая должна была привести и к прекращению боевых действий, и к полноценному политическому урегулированию конфликта. Увы, только всеобъемлющее выполнение, как это прописано в пунктах, может привести к положительной динамике и миру в целом.
- Какие прогнозы можно сделать по ситуации с разведением сил и средств в "ДНР"?
- Я не знаю, когда Украина будет готова устранить нарушения там, где ранее разводились силы и средства, на пилотном участке, еще в октябре 2016 года.
- Как можно объяснить заявление Киева о возможности выполнения минских соглашений после расформирования "ДНР" и "ЛНР"?
- Трудно найти какое-то здравое зерно в формулировках данного заявления. Не Украине решать вопрос о расформировании "ДНР" и "ЛНР". Это было волеизъявление большого количества людей, как раз жителей Донбасса. Они у себя дома и сами решают свою судьбу.
- Повлияло ли это заявление на позицию представителей самопровозглашенной республики в Минске?
- Мы в очередной раз убедились, что нам нужно оставаться стойкими. Против нашей аргументации Украина ничего вразумительного и адекватного противопоставить не может. Мы готовы к выполнению минских соглашений, но не в одностороннем порядке, сейчас ждем этого от Украины. Пока еще ждем.