Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Консалтинговое агентство МГИМО "Евразийские стратегии" опубликовало на прошлой неделе доклад "Перспективы развития международного транспортного коридора "Север – Юг", подготовленный при поддержке группы компаний "Дело" и посвященный актуальным проблемам функционирования и ограничениям в развитии данного международного транспортного коридора.
О перспективах развития коридора "Север-Юг" и роли Азербайджана в этом процессе Sputnik Азербайджан побеседовал с одним из авторов доклада, аналитиком Института международных исследований МГИМО Адланом Маргоевым.
- Могут ли Азербайджан с Россией оказать финансовую помощь в строительстве железнодорожного маршрута Астара-Решт в условиях санкций США против Ирана? И какими путями это может быть сделано?
- Да, Азербайджан и Россия могут принять участие в проекте строительства железной дороги Астара-Решт. Еще в 2017 году иранские представители заявляли о том, что Азербайджан выделит 500 миллионов евро на завершение строительства на данном участке. По словам иранцев, это половина стоимости всего проекта, и выделение этих средств поспособствовало бы скорейшему завершению строительства этой дороги.
Россия также заинтересована в том, чтобы оставшийся участок железной дороги был достроен как можно скорее. Из-за отсутствия этого участка сегодня перевозить товары выгоднее посредством автотранспорта, потому как перевозка товаров различными видами транспорта не окупается. Нет смысла грузить товары в железнодорожный состав, если потом на определенном отрезке их придется перекладывать в автотранспорт.
Экономист: TAP и TANAP дают Азербайджану еще больше самостоятельности>>
Когда оставшийся участок железной дороги будет завершен и открыт, тогда и будет смысл перевозить товары по всему коридору "Север-Юг" посредством железнодорожного транспорта.
Россия принимает участие в электрификации железных дорог Ирана и в других проектах в этой области. Поэтому, несмотря на санкции США в отношении Ирана, есть надежда на то, что кредитные линии, выделенные на эти проекты как со стороны Азербайджана, так и со стороны России, будут использованы иранской стороной и поспособствуют скорейшему завершению строительства железной дороги по коридору "Север-Юг".
- Как будет решаться вопрос с тарифами на пути? Будет ли создано совместное предприятие, которое будет рассматривать эти вопросы?
- В открытой печати нет информации о том, что будет создано совместное предприятие для регулирования тарифов на коридоре "Север-Юг". Возможно, это обусловлено тем, что инфраструктура по коридору развита слабо, а товарооборот и грузооборот по нему недостаточно крупные, чтобы создавать предприятие для регулирования тарифов.
Когда инфраструктура будет развита на соответствующем уровне, тогда и будет экономический смысл в том, чтобы упрощать процедуры, способствующие торговле между Азербайджаном, Россией и Ираном, а также перевозке грузов по территориям этих стран.
- Что мешает активному участию Индии в развитии МТК "Север-Юг", ведь она была одним из его инициаторов?
- Индийские инвестиции в порт Чабахар — один из ключевых пунктов коридора "Север-Юг" — были изъяты из санкционного режима США даже после восстановления санкций против Ирана. Осознавая значимость этого маршрута для внешней торговли Индии, США позволили Индии продолжать взаимодействие с Ираном по строительству порта.
Несмотря на то, что Индия получила возможность инвестировать и дальше в этот порт и в соответствующую инфраструктуру, ее оглядка на США в вопросах торговли и взаимодействия с Ираном в значительной степени мешает тому, чтобы Дели могла полновесно финансировать проекты и способствовать скорейшему завершению строительства необходимой инфраструктуры по коридору "Север-Юг".