Каждый день сотни туристов посещают памятники культуры и музеи, расположенные в старом городе – Ичеришехер. Тут можно услышать самую разную иностранную речь. Арабы, пакистанцы, поляки, немцы и русские с интересом рассматривают старинные строения, обязательно ходят ко дворцу Ширваншахов, к Девичьей башне и в Музей миниатюрной книги.
Подъем на крышу Девичьей башни требует специальной сноровки
Туристы из России любят фотографироваться у знаменитого места из фильма "Бриллиантовая рука", где герои в исполнении актеров Юрия Никулина и Андрея Миронова падали по очереди. На этом месте висит специальная табличка.
Некоторым нравится посидеть в тени фисташковых деревьев внутри комплекса Ширваншахов. Тут царит особая неповторимая аура. А подъем на крышу Девичьей башни требует специальной сноровки, но кому не хочется посмотреть на Баку из того места, где по легенде бросилась на верную гибель девушка, разлученная с любимым человеком?
Ичеришехер заряжает Киркорова энергией
Музеи и достопримечательности составляют основу туристической инфраструктуры любой страны. Где много туристов, там обязательно много музеев с ценными экспонатами, старинных построек, реальных и мифических историй о прошлом, всяких скульптур.
Иногда люди, сами того не понимая, закладывают основы каких-то традиций и развлечений. Знаменитый фестиваль томатов впервые был организован в Испании в 1945 году. При диктаторе Франко его запретили, но затем все же он возродился в 70-х годах. Это настолько привлекает туристов, что городские власти сами занимаются поставками помидоров для праздника. В 2002 году центральное бюро туризма присвоило фестивалю в Буньоле статус международного.
В Баку уже который год проводится "Жара", куда стекаются многие знаменитости. Прибывший в этом году в столицу Азербайджана для участия в музыкальном фестивале народный артист России Филипп Киркоров вместе со своими детьми прогулялся по улочкам старого Баку. Киркоров заявил журналистам, что Ичеришехер заряжает его энергией, придает бодрость.
"Я люблю, каждый раз посещая такие знаковые места, города и страны, как Азербайджан, Баку, побывать в старом городе и открывать его заново. Мне обязательно перед выступлением нужно зарядиться энергетикой этих улочек, побродить, погулять",- воодушевленно отозвался о Баку Киркоров.
Габалинский музыкальный фестиваль проводится каждое лето в азербайджанском городе Габала. Выступления музыкантов проходят под открытом небом и в камерных концертных залах города. Принимают участие в фестивале оркестры и исполнители из разных стран. Каждые два года проходит международный фортепианный конкурс.
Французский археолог: азербайджанцы не подозревают, что под их домами есть могилы >>
Некоторые наши мероприятия даже местного масштаба вызывают живой интерес в близлежащих странах. Ежегодный конкурс мугама с интересом смотрят в Иране, кое-кто едет в Азербайджан, чтобы понаблюдать за концертами вживую.
Музеям требуются колоссальные средства и большие помещения
Похуже обстоят дела в музейном секторе. Но похвастаться особыми достижениями в этой области не приходится. На то имеются разные причины.
Дело в том, что музеи в современном виде представляют собой западную модель учреждения, которое занимается сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников материальной и духовной культуры. Конечно, в Древнем Египте, Китае и Японии существовали подобия музеев. Но именно в Европе музейное дело получило настоящее развитие. Многие бесценные произведения искусства сначала собирались в богатых домах знати и дворцах королей, а также в католических церквях.
С развитием капитализма музейные экспонаты постепенно стали доступны широкой публике. Лондонские и парижские музеи стали привлекать людей со всех стран мира. Чтобы посетить музей и насладиться произведениями искусства, люди готовы были платить немалые суммы. Некоторые музеи имели довольно много меценатов, которые поддерживали их и снабжали необходимыми средствами. Иногда в результате военных действий музеи подвергались ограблению, но эти произведения лишь меняли место расположения и появлялись в других экспозициях.
Gucci приведет в порядок итальянские достопримечательности >>
Многие видные музеи обязательно пользуются поддержкой государства, финансируются из госбюджета, так как все эти ценности являются достоянием нации. Музеям требуются колоссальные средства и большие помещения со специально оборудованными комнатами. В них постоянно поддерживается оптимальный для хранения картин и иных ценностей режим влажности и температуры. Музеи вынуждены тратить на охранные системы немалые деньги. При всем этом практически ни у одного музея нет возможности выставлять напоказ все имеющиеся в ценности. Хранилища переполнены, но представить все это широкой публике невозможно чисто технически. Поэтому зачастую организуются разные выставки, куда везут все эти экспонаты.
Самая главная проблема музеев – это нехватка средств
Музеев в Азербайджане предостаточно, но надо иметь в виду, что часть из них в основном создавались в советский период, а другая - в годы независимости. Во время Карабахской войны было уничтожено 22 азербайджанских музея, четыре картинные галереи, несколько сот значимых археологических и архитектурных памятников. Это ощутимые потери в музейном секторе страны.
Но взамен утерянных были созданы новые музеи, такие как Губинский мемориальный комплекс геноцида, Музей каменной летописи, Бакинский музей миниатюрной книги, Вилла Петролеа, Историко-этнографический музей села Хыналыг и многие другие. Переживавшие депрессию после развала Союза многие уже существующие музеи постепенно подверглись реконструкции, некоторым из них предоставлены новые помещения.
Но в музейном секторе проблем предостаточно. Самая главная – это нехватка средств. Впрочем, денег не хватает как музеям Германии, так и Азербайджана. Это общемировая проблема, и нашим музеям средств не хватает вдвойне. Большой поток туристов дает шанс выжить в основном Дворцу Ширваншахов и Девичьей башне. Эти два комплекса посещают практически все гости столицы, чего не скажешь о других наших достопримечательностях.
Многие наши музеи живут исключительно благодаря дотации государства. Например, вход в Музей миниатюрной книги бесплатный. И никаких иных поступлений нет. Из-за низкого финансирования в музеях постоянно не хватает квалифицированных специалистов, нет реставраторов, знатоков искусства. Обеспечение безопасности экспонатов, реставрация, условия хранения также требуют финансов, которых нет.
В Азербайджане нет практики спонсирования крупными фирмами национальных музеев. Даже нет опыта создания и финансирования подобных учреждений частными лицами или компаниями. Есть, правда, отдельные музеи, созданные министерствами и госкомитетами. Азербайджанский Государственный музей сельского хозяйства, Азербайджанский музей истории таможни можно причислить к таким музеям.
У многих азербайджанских музеев даже нет своих сайтов
Сложностей в музейном секторе много. Наши музеи не очень хорошо обеспечены виртуально и информационно.
Охрану исторических заповедников могут доверить новому ведомству >>
Все ведущие страны уже давно используют технику виртуального показа музейных ценностей в интернете. А у многих азербайджанских музеев даже элементарно нет своих сайтов. Музеи нужны, чтобы в первую очередь сами граждане Азербайджана могли знакомиться с историей и культурой своей страны. Причем, любовь к искусству нужно прививать еще в школе, потом будет слишком поздно.
С другой стороны, музеи должны привлекать внимание иностранцев. Ознакомившись виртуально с наследием Азербайджана, вероятнее всего, они захотят посетить страну и увидеть все своими глазами. Большинство СМИ Азербайджана практически не освещают на своих страницах информацию о музеях. Зачастую шоу-новости бьют все рекорды по посещаемости и поэтому представляют для многих сайтов особую значимость. У многих медиа структур нет, и никогда не было специально подготовленных журналистов по культуре и искусству.
Слабая информационная поддержка не дает возможности нашим музеем подняться на другой уровень, привлекать туристов и посетителей.
Простыми действиями делу не помочь. Здесь нужна четкая координация действий госорганизаций по туризму и культуре. Время требует приятия безотлагательных мер.