Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Всемирно известный кяманчист, музыкант Марк Элияху выступил на днях в Баку с сольным концертом. Исполнителя многое связывает с Азербайджаном, потому что именно здесь 20 лет назад он впервые познакомился с кяманчой и научился на ней играть, а потом вновь вернулся в Израиль. Своими воспоминаниями о Баку Марк Элияху поделился в интервью Sputnik Азербайджан.
- Марк, как вам новый облик столицы?
- Честно говоря, очень волнуюсь и одновременно радуюсь, что спустя 20 лет вернулся в любимый город. Именно в этой стране я научился играть на своем любимом азербайджанском музыкальном инструменте – кяманче. Ко всему этому, именно в Азербайджане я нашел себя и понял, какую музыку хочу исполнять.
Новый Баку мне очень понравился. Город стал еще краше и современнее. Я приехал всего на два дня, поэтому, к сожалению, не смог посетить многие места. Обещаю, что в скором времени вновь сюда вернусь, чтобы посетить некоторые достопримечательности города.
- Почему именно в Азербайджан решили прилететь 20 лет назад?
- Я родился в Дагестане, но потом с семьей переехал жить в Израиль. Мои родители музыканты, поэтому у нас дома всегда звучала музыка. Они всегда поддерживали меня и даже прилетели вместе со мной в Баку. Мой отец, Перес Элияху – известный композитор и исполнитель на таре. В связи с тем, что в Израиле часто выступали азербайджанские музыканты, мне очень нравилась ваша музыка. Отец дружил со многими из них. Когда мне было 16 лет, я впервые прилетел в Баку. Родители с пониманием отнеслись к моему выбору, потому что сами тоже музыканты.
- Почему из всех азербайджанских музыкальных инструментов вы остановили свой выбор именно на кяманче?
- Когда мне было четыре года, мои родители отдали меня в музыкальную школу, чтобы я научился играть на скрипке. Мне нравился этот инструмент. После, когда мне стукнуло 16 лет, я отправился в Грецию, где впервые сыграл на сазе. Однажды мне, не помню кто, подарил диск народного артиста Азербайджана Габиля Алиева, на котором также был записано его исполнение на кяманче мугама "Байяты шираз". Послушав запись, я понял, что именно на этом музыкальном инструменте хочу играть.
Я сразу же позвонил отцу и сказал, что хочу научиться исполнять на кяманче. Оказалось, что мой прадед также когда-то играл именно на этом инструменте. Родители решили найти для меня самого лучшего кяманчиста, чтобы он стал моим учителем, и им оказался азербайджанский музыкант Адалет Везиров. Семья отправила меня к нему в Баку. Я жил два года в доме Везирова, который научил меня играть на кяманче.
- Вы также лично были знакомы с известным азербайджанским кяманчистом Габилем Алиевым, который вам даже подарил свой инструмент. Могли бы рассказать, как произошло ваше знакомство с ним?
- Мой отец приглашал в Израиль многих азербайджанских исполнителей, таких как Алим Гасымов, Габиль Алиев и многих других. Именно там я впервые с ним познакомился. Во время нашей последней встречи в Израиле Габиль Алиев пообещал мне подарить свою кяманчу.
Когда я жил в Баку в доме Везирова, вместе с ним мы часто ходили в гости к Габилю Алиеву, пили чай, обсуждали музыку. Он слушал мою игру на кяманче и каждый раз поражался, как мне удалось так быстро научиться на ней играть. За несколько лет до своей кончины Габиль Алиев исполнил данное мне обещание, подарив мне свою кяманчу.
- Какую музыку вы сейчас исполняете в основном?
- В формировании моего стиля большую роль сыграла азербайджанская музыка, поэтому я часто во время своих выступлений использую народные песни вашей страны и мугам. Мои композиции – это синтез мугама и электронной музыки.
- Вы не только музыкант, но и еще композитор…
- Да. Это началось, когда я был еще подростком. Мне нравилось сочинять музыку в разных жанрах. На мое творчество большое влияние оказала восточная музыка, поэтому больше сочинял в этом стиле. На написание музыки меня вдохновляют природа, люди, любовь.
- Когда вновь ждать вас в Баку?
- Я остался доволен своим бакинским концертом. На нем исполнил и свои авторские произведения, и своего отца. Он выступал также вместе со мной на одной сцене. Но в моем репертуаре еще остались композиции, которые я бы очень хотел исполнить для бакинцев. Надеюсь, что в скором времени вновь прилечу в любимый Баку.