Свое мнение высказала и популярная блогерша-многотысячница, любительница жанра, красавица азербайджанских кровей Сабина Гасанова.
Картина маслом: главный американский кабельный вещатель выделяет главное вечернее время главному темнокожему спортсмену Соединенных Штатов, чтобы тот запустил современный разговорный «магазин» идей и мыслей, рождающихся в процессе диалога об устройстве современного — в известной степени проамериканского — мира.
Неудивительно, что гости постоянно скатываются от общего к самому актуальному в частном — хип-хопу и его производным. Таким образом, еще менее удивительным на этом фоне выглядит то, что гостем одного из первых эпизодов The Shop стал страшно популярный американский мужчина, живая легенда рэп-жанра и музыки в целом, Снуп Догг. В процессе абсолютной в своей непринужденности беседы Снуп объяснил все, что творится вокруг, в одном предложении:
«В так называемом цивилизованном мире мы имеем культ золота, манию инстаграма, беспрерывную демонстрацию себя и своих возможностей».
И уж конечно, когда речь зашла о современной массовой культуре, артист отметил, что колоссальное влияние на ее развитие возымел именно «хоп». По его мнению, современные афроамериканцы на сегодняшний день являются ролевыми моделями и примерами для подражания для огромного процента молодого населения земного шара. Снуп Догг отметил, что субкультура, возникшая в Южном Бронксе в конце 1970-х годов, меньше чем за полвека смогла стать не просто всемирным феноменом, а культурообразующим элементом на долгие годы вперед.
И с этим невозможно поспорить. Сегодня хип-хоп так или иначе присутствует везде. Музыка, мода, кино, литература, лайфстайл — это лишь некоторые из многочисленных сфер современной жизни, в которые хип-хоп не просто проник, но где стал диктовать свои правила. Дело в том, что именно живость и некая дворовость рэп- и хип-хоп-систем лучше всего соответствует нынешним запросам и сегодняшнему пониманию «свободы мнений» в головах представителей новых поколений. «Свобода» в нынешнем виде — это возможность уютно и сравнительно безопасно дерзить окружающим при помощи брутальной самоподачи, эпатировать обывателей не самой стандартной одеждой, а также потрясать умы консервативных белых протестантов демонстративным богатством собственной обсценной лексики. Будь рэпером, молодой, и будешь на пике. Таковы правила нынешней игры.
Зарождение хип-хопа. Краткая историческая справка
Принято считать, что хип-хоп как отдельная идея зародился в 1979 году в Нью-Йорке, а именно в Южном Бронксе, в тот самый момент, когда ямайский диджей Kool Herc устроил первую тематическую вечеринку в одном из местных обшарпанных клубов. Чуть позже другой авторитетный диск-жокей по имени Africa Bambaataa развил идею: благодаря Бамбаате течение окончательно оформилось как отдельное культурное направление. Так хип-хоп начал обретать канон, позже, кстати говоря, активно обсуждаемый в больших музеях современного искусства всего западного мира.
Кстати, о музейности. Вы когда-нибудь слышали о хит-параде под названием Billboard Top-100? Если нет, спешим объяснить: это главный песенный чарт США. Обновляющийся каждую неделю на протяжении многих десятков лет. Вершины «Билборда» в свое время штурмовали восхитительные герои рок-музыки, фанка и джаза, такие как The Beatles, Марвин Гей или Арета Франклин. Если посмотреть на всех покорителей этого чарта за последние лет десять, то можно заметить следующую тенденцию: почти все самые высокие места в данном списке занимают песни жанра хип-хоп. Кто бы сомневался.
Не сомневается во всевластии хип-хопа и азербайджанская девушка Сабина Гасанова, в интернете более известная как sabiyo, — молодая московская блогер(-ка), количество подписчиков в Instagram у которой превышает принципиальную отметку в 100 тысяч. Девушка прекрасно разбирается в хип-хоп-культуре и современной моде, а ее мнению доверяют толпы фолловеров.
«Молодежь всегда была плотно связана с музыкой, ведь музыка — это значительный способ самовыражения, способ озвучить свои чувства. Кому еще, как не молодежи, этого хочется больше всего? Особенно в те моменты, когда кажется, что тебя никто не понимает. Я думаю, через такое проходят все. Я бы не сказала, что хип-хоп — это новый рок. Ведь и в хип-хопе, и в рок-музыке люди выражают массовый протест. Им есть за что «предъявить», а музыка их является своего рода криком души.
Резкую популярность нового жанра тоже вполне можно объяснить логически. Если твой отец слушает рок, то ты с вероятностью в 99% этого делать не будешь. Никто ведь не хочет быть похожим на своих родителей. Эпоха за эпохой люди меняются, а значит, и музыка тоже. Хип-хоп-культура у нас, в странах пост-СССР, еще только начинает развиваться, и жить нам с этим еще долго.
Но сейчас музыкальные жанры сплетаются между собой, и уже в порядке вещей, если рэпер будет играть, скажем, по канонам рока, используя гитарные вставки или тяжелый бит. Так что сейчас следить за этим течением стало еще интереснее. То ли еще будет».
Если раньше образ рэпера стабильно ассоциировался с комическим началом (чрезмерно широкие штаны, безразмерные толстовки и нелепые кепки-снепбэки), то сегодня все обстоит совершенно иначе.
Хип-хоп-артисты сегодня — самые-самые желанные и частые гости топ-показов. Они прямо-таки главные герои показов модных домов. Да что там герои: зачастую именно хип-хоп-люди теперь являются главными и наиболее актуальными фешен-дизайнерами и лидерами собственных модных производств.
Взять, к примеру, Billionaire Boys Club and Ice Cream — бренд популярнейшего по всему миру американского ретейлера одежды. Его основатели — сверхважный продюсер Фаррелл Уильямс в спайке с другом, дизайнером по прозвищу Ниго. Последний, к слову, еще и создатель всемирно известной марки BAPE, одежды опять-таки рэперской и опять-таки дико дорогой и престижной.
Популярность обоих брендов растет с каждым годом, и если прежде вещи этих производителей считались атрибутами исключительно хип-хоп-артистов, то сегодня совсем необязательно быть рэпером, чтобы их носить. Любая модница и любой фешиониста будет рад толстовке или футболке этих марок.
Хип-хоп невероятно лихо ворвался в мир моды: сегодня абсолютное большинство самых востребованных музыкантов этого жанра с удовольствием участвуют в рекламных кампаниях соответствующих брендов и активно воздают им почести в своем творчестве, а также запросто подписывают с ними многомиллионные контракты о сотрудничестве. Один из самых модных и популярных современных рэперов общепланетного масштаба ASAP Rocky, например, совсем недавно снялся для новой рекламной кампании Calvin Clein, а до этого был лицом великого Dior.
Другой артист, Travis Scott, долгое время имел дело с Yves Saint Laurent, а легендарный Канье Уэст уже много лет сотрудничает со спортивными брендами и выпускает собственную линейку одежды, которая, между прочим, популярна настолько, что молодые люди по всему миру скупают вещи из лимитированных коллекций и перепродают их в несколько раз дороже.
Помимо модной индустрии, культура хип-хопа работает во благо производителей видео- и киноконтента. Еще бы, ведь уникальная фактура хип-хоперов и их «истории жизни» — тот еще лакомый кусочек для множества режиссеров и сценаристов. За последние пару десятилетий Голливуд выпустил огромное количество картин, главные роли в которых исполняют харизматичные рэперы. Список велик: от Тупака Шакура до Кертиса Джексона, от Ice Cube до DMX, от Rakim до ASAP Rocky. Все эти музыканты появились на большом экране и успели зарекомендовать себя замечательными актерами.
Однако на «фабрике грез» любят не только давать рэперам главные роли, но и снимать о них полноценные эпопеи: тот же «Голос улиц» — уникальный по своей масштабности фильм, рассказывающий о пути одной из первых гангста-рэп-групп NWA, или картина «Живот» от режиссера Хайпа Уильямса, который, заметим, ранее был клипмейкером многих культовых музыкантов. Оба этих полотна тянут на героические свидетельства всепланетного триумфа хип-хопа.
Подобное его обилие в жизни общества не могло не оставить след в сегодняшней культуре и не повлиять на поведенческие привычки и потребности современного человека. Плоды этой экспансии мы можем наблюдать повсеместно. Особенно когда речь идет о молодых людях, номинально свободных от всяческих субкультур, но тем не менее являющихся своего рода лакмусовой бумажкой прогрессивного общества, формирующегося под влиянием хип-хопа.
Пресловутый гламур уступил место хип-хопу, а так называемые понты перестали быть предметом насмешек, превратившись во «флекс» («флексить» на новоязе — «творчески» выделяться и, так сказать, выделываться). Надолго ли это? Мы не знаем. Вполне возможно, что нет. Ведь многие культурологи отлично помнят стремительное и беспощадное разрушение диско-системы, на обломках которой спустя несколько десятилетий станцевал первый богатый рэпер. В середине 1980-х диско-культура растворилась чуть менее чем полностью, а ведь о ней слагали легенды и писали книги, в предисловиях к которым было принято говорить о революционном значении и всепокоряющем движении великой новой культуры.
Торжественное и, кажется, финальное издевальство веселых рэп-ребят Migos над диско-историей — вашему вниманию: