БАКУ, 5 мар — Sputnik, Ирада Джалил. Государство в последнее время значительно увеличило расходы на образование, однако целесообразность, прозрачность и эффективность использования этих средств вызывает сомнения, сказал Sputnik Азербайджан эксперт в сфере образования Кямран Асадов.
На днях глава государства подписал ряд указов и распоряжений, направленных на совершенствование системы образования в Азербайджане.
Средства, выделяемые вузам со стороны государства, расходуются неверно, считает Асадов. Во многих случаях они уходят на личные цели, личный бизнес тех людей, которые управляют вузами.
При этом в развитых странах сфера образования поддерживается как посредством государственных средств, так и частных, а также международных и взаимных финансовых вливаний, считает эксперт. Но в Азербайджане такого не увидишь.
К примеру, проект госбюджета Турции на 2019 год, продолжил эксперт, предполагает, что расходы на образование составят 18%, тем самым указанная сфера занимает первое место: "У нас этот показатель составляет примерно 10% и образование на третьем месте. В то же время в Турции 25% всех расходов на образование будет направлено на вузы. У нас этот показатель меньше 9%".
За прошедшие годы улучшение финансовых возможностей государства создало условия для увеличения объема средств, выделяемых социальной сфере, в том числе образованию. Вместе с тем, в 2018 году удельный вес расходов на образование составил 2,8% от ВВП.
Сотни тысяч студентов, транспортный коллапс, и где съесть гамбургер? >>
Аналогичный показатель в европейских странах составляет 5-8%, напоминает эксперт. При том, что доля государства в расходах на образование в некоторых странах примерно в два раза меньше, чем в Азербайджане.
"Следует признать, что в предыдущие годы, несмотря на стремительный рост бюджетных средств, темпы роста средств, выделяемых на образование, значительно отставали от темпов роста всего бюджета", – сказал он.
В городах и селах республики за последние десять лет было построено и сдано в эксплуатацию около 3500 школ. Проделана работа и в направлении строительства и обновления существующих дошкольных учреждений.
При строительстве новых учебных учреждений учитывалось соответствие современным образовательным стандартам: "Но, к сожалению, прозрачных финансовых отчетов, информации по поводу средств, потраченных на строительство каждой школы, нет".
Прозрачности по финансовой деятельности образовательных учреждений вообще не существует, продолжает Асадов. Увидеть передвижение финансовых средств вузов невозможно: "Согласно моим исследованиям, во многих случаях становится известно о нецелевом использовании государственных инвестиций. Так, по итогам исследований выяснилось, что в условиях равной экономической среды в учебных заведениях, которые были построены и сданы в эксплуатацию посольством США, на каждого ученика было потрачено в среднем 638 манатов, в школах, построенных министерством образования, аналогичные расходы составили в три раза больше – 1870 манатов".