По данным издания «Пари Матч», он был госпитализирован накануне ночью — больше никаких подробностей общефранцузский вестник не сообщает. Однако судя по тому, что последний показ Chanel Haute Couture в Париже (который состоялся 22 января) он пропустил, непростое состояние творца уже тогда дало о себе знать.
Какая бы болезнь ни привела к сегодняшней утрате, сейчас это уже не имеет значения. Зато важно другое.
То, что сделал Лагерфельд для Chanel, Fendi, Сhloé, собственного бренда Karl Lagerfeld и вообще для моды в целом, — переоценить сложно.
«Я словно хамелеон, во мне живут одновременно несколько людей. Создавать для меня сродни дыханию. Я даже не задумываюсь об этом. Когда я сижу в директорском кресле Chanel, я и есть Chanel. Когда я еду в Рим и нахожусь в Доме Fendi, я — Fendi. Я начинаю работу над новой коллекцией за день до того, как показываю предыдущую».
Карл Отто Лагерфельд родился в Гамбурге 10 сентября 1933 года в состоятельной семье. Он был поздним, но долгожданным ребенком.
Позже у Карла случилась учеба в лицее при Синдикате высокой моды, знакомство и дружба с Жаном Кокто, Сартром и многими другими гениями, первая победа в конкурсе модельеров в 1955 году, а после и работа ассистентом у самого маэстро Пьера Бальмана.
Спустя всего три года, в 25 лет, Лагерфельд стал арт-директором модного тогда бренда Jean Patou. Там молодой талант проработал до 1963 года, после чего продолжил обучение в Риме. Там же он начал сотрудничать одновременно с четырьмя модными домами — Fendi, Chloé, Charles Jourdan, Krizia — и каждому, мимоходом и легко, дал столь много, сколько не мог дать никто до него.
Он превратил Chloé в совершенную женственную историю, начав экспериментировать с тканями и кроем. Выпустил первый аромат марки и сделал первые шаги для того, чтобы стиль Chloé стал таким, каким мы привыкли его знать, — неподражаемым и элегантным воплощением французского шика.
С Fendi история была еще глубже. В 1963 году, до прихода Карла, марка выпускала достаточно стандартизированные аксессуары и изделия из меха. Фактически Лагерфельд пересоздал бренд Fendi. Все стало другим — от логотипа до общего смысла фешен-бренда, начавшего с его приходом выпускать как женскую, так и мужскую одежду. Да что там, именно Лагерфельд возвел марку в ранг культа: знаменитости, среди которых были Катрин Денев, Грейс Джонс, Айра Фюрстенберг, Джина Лоллобриджида, выстраивались в очередь, чтобы быть первыми, кому достанется очередной mast have от дизайнера.
С 1980-го началась новая веха в жизни французского кутюрье: он запустил свой собственный бренд и одновременно пришел в Chanel. Именно благодаря Карлу модный дом, пришедший в упадок после смерти мадемуазель Коко, вырос до таких вершин. Карл вдохнул в него новую любопытную жизнь.
Чтобы перечислить все заслуги и описать путь дизайнера, не хватит и сотни книг. Его называли Кайзер Карл. Он был включен во все возможные рейтинги самых влиятельных людей в мире, удостоен ордена Почетного легиона и множества премий мирового значения. Дружбой с ним гордились грандиозные леди в диапазоне от принцессы Дианы до королевы Елизаветы.
Лагерфельд успевал все: шить платья для кино в разгар недели моды, создавать сценические костюмы для театра La Scala, фотографировать капризных топ-моделей для журналов, снимать элегантнейшую из реклам, разрабатывать дизайн отелей, участвовать во множестве коллабораций, выпускать журнал, делать свой собственный бренд, выступать приглашенным редактором и даже снимать кино.
Он говорил:
«Меня не интересует, что обо мне говорят, что пишут или думают. Я лучше всех знаю, что мне удалось, а что нет. В любом случае, я никогда не бываю полностью удовлетворен результатом своей работы. Не верите? Напрасно».
Казалось, он проживал несколько жизней одновременно — на пределе возможного, на сверхзвуковой скорости. Он всегда был моложе самых молодых. Его идеи опережали тренды, он умел нравиться и миллениалам, и их родителям, и их бабушкам. И до сегодняшнего дня казалось, что мода без Карла просто невозможна.
Разве возможна?