Камилла Алиева, Sputnik Азербайджан
Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, а у участников и очевидцев Афганской войны боль утрат по-прежнему не ослабевает. В военных операциях участвовали 620 тысяч военнослужащих - представители 68 национальностей из республик, входящих в состав бывшего СССР.
Когда мы входили в Афганистан, в голове была "романтика" - воин-интернационалист>>
Наш земляк – воин-интернационалист Мансум Намазов по-прежнему не может однозначно оценить войну в Афганистане. За два года службы старший прапорщик Намазов совершил 243 выезда с колонной из Газни в Кабул и обратно. Говорит, каждый такой выезд - эта одна смерть. Днем моджахеды машины обстреливали редко, чаще нападали в темноте.
"Я служил в Нахчыване, в городе Джульфе. Оттуда в 1986 году меня отправили в Афганистан. Дней десять находился в Ташкенте, после чего попал на службу в Газни. Наша военная часть располагалась между двумя горами. Практически каждую неделю были перестрелки. Мы спали в одежде, в обуви, потому что знали, что в любой момент нас могут поднять и куда-то отправить", - так начал свой рассказ ветеран афганской войны.
Воин-интернационалист Мансум Намазов дважды в месяц должен был отправляться с колонной, и в его подчинении в основном были бензовозы. Если в них, особенно пустой, попадала пуля – взрывался весь грузовик.
"Рядом с нашей частью располагались десантные войска, с которыми мы шли в бой. Когда возвращались, были в таком виде… Словом, было очень тяжело. Но мы выполняли свой долг, считали честью для себя вести борьбу за мир. Проходят годы, а те времена до сих перед глазами, думаешь, и как мы прошли весь Афганистан, как выжили", - с удивлением на лице рассказывает старший прапорщик.
Однако, по словам ветерана, несмотря ни на что остались и добрые воспоминания, которые в первую очередь связаны с друзьями, приобретенными в строю.
"Я нашел себе друзей из России, Украины, Казахстана, Узбекистана. Никогда не забуду Сашу Сенкевича, который был мне как родной брат, близкого друга Валеру Палагута из Воронежа - в трудные моменты мы стояли друг за друга", - вспоминает Намазов.
"…Летим на вертолете из Ташкента в Газни с Вовой, которым познакомились на распределении в Кабуле. Между вертолетной площадкой и штабом расстояние где-то 150-200 метров. И с одной, и с другой стороны горы, вокруг палатки, люди в форме защитного цвета, а на земле много патронов, гранат… Вова предложил собрать их, нам еще понадобится. Собрали все, что смогли и дошли до штаба с полными карманами, а на земле все еще полно патронов. Представьте только, что нам пришлось увидеть…"
Надел ордена впервые за двадцать лет
В редакцию Sputnik Азербайджан ветеран Мансум Намазов пришел в простом костюме, а свои ордена принес в маленькой красной коробочке, которую держит в чемодане. Как оказалось, воин-интернационалист надел свои ордена впервые за двадцать лет специально для нашего интервью. Ордена, медали и военную форму он после возвращения не носит.
"Как осколки прошлого, остаются лишь ордена и медали. А ведь это была игра империй…", - замечает гость редакци Sputnik.
"Всех тех, кто вернулся из Афганистана живыми, поздравляю с 30-летием вывода войск и желаю крепкого здоровья. И слава Богу, что на сегодняшний день, мы живем в своих домах и имеем свой теплый очаг", - с грустью в глазах завершил беседу воин-интернационалист, выразивший особую благодарность за то, что их помнят по сей день.