БАКУ, 29 янв — Sputnik. В Азербайджане предприняты активные шаги по налаживанию сборки автомобилей для предотвращения оттока валюты и удовлетворения потребностей населения и предпринимателей в транспортных средствах.
По итогам 2018 года в стране было произведено автомобилей, прицепов и полуприцепов на 106,6 миллиона манатов, что в 31 раз выше по сравнению с 2017 годом, свидетельствуют данные Государственного комитета по статистике АР.
Только в прошлом году произведено 969 автомобилей, что в 32,4 раза больше в сравнении с 2017 годом.
Столь резкого роста производства автомобилей в стране удалось добиться за счет открытия 29 марта 2018 года в Нефтчалинском промышленном парке совместного азербайджано-иранского завода Khazar. Кстати, начиная с текущего года ожидается экспорт автомобилей Khazar, и в первую очередь - на российский рынок.
Между тем, существует значительный потенциал для налаживания в стране производства не только автомобилей. В 2018 году в страну было ввезено 297 автобусов, что в сравнении с 2017 годом на 110 единиц, или на 58,8% больше, говорится в данных Государственного таможенного комитета (ГТК) АР.
В последние годы в направлении развития автомобилестроения идет активное сотрудничество с производителями транспортных средств не только России и Ирана, но и Беларуси. Так, "Белкоммунмаш" поставит в Азербайджан четыре электробуса большой вместимости модели Е321 для запуска пилотного электробусного маршрута в городе Гянджа в 2019 году, сообщили БЕЛТА в ОАО "Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш".
В дальнейшем на базе Гянджинского автомобильного завода планируется организация совместного сборочного производства. Соглашение о сотрудничестве стороны подписали во время визита на предприятие азербайджанской делегации. Экономия электроэнергии при эксплуатации электробуса по сравнению с троллейбусом составляет 14%.
Кстати, в цехах Гянджинского автомобильного завода с начала сотрудничества собрано свыше 10 тысяч тракторов Минского тракторного завода (МТЗ) "Беларусь" и свыше 3,5 тысяч грузовиков Минского автомобильного завода (МАЗ).
С оживлением экономики Азербайджана предприниматели заметно увеличили покупку техники - в прошлом году в страну импортировано 2300 грузовиков, что на 1073 единиц, или почти в два раза больше в сравнении с 2017 годом. При этом речь идет не только о грузовиках с высокой грузоподъемностью, но и малотоннажных грузовиках.
Акцизы сбивают с толку: как не прогадать при покупке подержанного автомобиля >>
В конце 2019 года планируется запуск нового завода по сборке грузовиков в Гаджигабульском промышленном квартале - здесь будут выпускать линейку российских грузовиков "ГАЗель NEXT", "ГАЗон NEXT", а также "ГАЗель бизнес" и "Соболь бизнес" и их полноприводные версии.
Соответствующее соглашение было подписано руководством "Группы ГАЗ" и компании "Азермаш" третьего сентября 2018 года в Сочи в рамках переговоров между президентами Азербайджана и России.
На втором этапе развития автозавода предусматривается выпуск автобусов "Вектор NEXT" и ЛиАЗ.
Рост численности и благосостояния населения, с одной стороны, и улучшение делового климата в стране с другой, создают возможности для развития автомобильной промышленности в целях покрытия в первую очередь внутреннего спроса на транспортные средства в стране.
По данным Государственного таможенного комитета АР, по итогам 2018 года из-за рубежа было импортировано 28,876 тысячи единиц транспортных средств. На импорт транспортных средств и запасных частей в 2018 году было потрачено 641,7 миллиона долларов, что на 219,6 миллиона долларов, или на 52% больше в сравнении с 2017 годом.
На протяжении последних лет минимальный импорт легковых автомобилей был в 2016 году — 4,991 тысячи единиц. Максимальный объем импорта легковых автомобилей пришелся на 2013 год – 94,879 тысячи единиц.