Вынужденное развязывание по всему миру торговой и экономической войны, инициированной президентом США Дональдом Трампом, направлено на спасение американской экономики, так как большой внешнеторговый дефицит приводит к росту госдолга США, который превысил 21,2 триллиона долларов.
Единственным путем снижения торгового дефицита является возвращение в США производств из Мексики и Китая. Главными факторами открытия крупными американскими корпорациями предприятий за пределами Штатов являлись действующие в стране высокие налоговые и социальные отчисления, жесткие экологические нормативы и ряд других, несущих убытки причин. Соответственно, крупные заводы по производству автомобилей, предприятия машиностроительные, металлургические и других отраслей "откочевывали" за пределы американского законодательства.
Нынешняя политика Трампа направлена на то, чтобы американские корпорации вернули производственные объекты в США. С момента вступления его в должность президента (20 января 2017 года) Дональд Трамп декларирует целенаправленную политику по поддержке местного производства и защите американского рынка посредством повышения таможенных ставок, и это уже принесло некоторые положительные результаты в виде возращения ряда производств на американскую землю. Но Трамп не только защищает внутренний американский рынок: вводя санкции, в частности, против России и проекта "Северный поток-2", он открывает возможности для экспорта сжиженного американского газа на рынки стран Европы.
Страны могут дорого заплатить за финансовую помощь Европейского союза>>
Нынешняя администрация Белого дома пока может праздновать успехи — в виде открытия новых рабочих мест и снижения уровня безработицы, ускорения темпов роста американской экономики во втором квартале на 4,1%, что, кстати, является наилучшим показателем с 2014 года. На первый взгляд, достижения Трампа налицо, и ему удалось добиться перехода с "бумажного" роста американской экономики к реальному возврату производственных мощностей в страну.
Но другие государства все больше разочаровываются в долларе как инструменте взаиморасчетов и ведущей резервной валюте, поскольку она используется руководством США для преследования узкокорыстных интересов одной этой страны.
Во время финансового кризиса 2008 года в Штатах запустили печатный станок для ввода в обращение американского доллара "новой формации" — как по дизайну, так и по количеству. На тот период руководители развивающихся государств обвиняли Белый дом в нечестной игре, так как американская экономика начинала выздоравливать за счет "накачки" долларовой массы, которая в дальнейшем рассеивалась по всему миру. Не стоит забывать, что, по различным оценкам, американский доллар обслуживает 80% мировой торговли.
Сегодня, по прошествии десяти лет, государства с развивающейся экономикой вновь высказываются против доллара, так как США, вводя санкции против Ирана, Турции и России, грозят ведущим компаниям мира заморозить долларовые операции в случае продолжения разного рода коммерческих операций в упомянутых странах. И неудивительно, что ряд крупнейших европейских компаний, во избежание проблем с бизнесом в США, в спешном порядке стал отказываться от заманчивых предложений в Иране.
Конечно, шаги, предпринятые Трампом, явно выходят за рамки "честной игры", и ставят под вопрос существование Всемирной торговой организации в целом, так как вводимые в одностороннем порядке санкции и повышение пошлин на ряд товаров грубо нарушают правила данной организации.
Возможно, президент США считает, что победителей не судят и успехи, достигнутые в работе по поддержке американской экономики, позволят ему остаться хозяином Белого дома на второй президентский срок, победив на выборах 2020 года.
Однако, экономическая политика Трампа напоминает действия временщика, получившего ведущую страну мира в управление на недолгий срок. Достигнутые в краткосрочном отрезке времени преимущества уже в среднесрочном периоде будут прогрессировать в соответствии с законами рыночной экономики и обернутся выпуском более дорогой и неконкурентоспособной продукции под маркой Made in USA.
Нынешняя пиррова победа Трампа в проводимой им экономической политике может обернуться еще большей проблемой для его преемника, нежели торговый дефицит, так как не только Россия, но и другие страны постараются избавиться от казначейских облигаций министерства финансов США. И тогда действительно на повестке дня встанет вопрос: как решать проблему госдолга США, если потенциальные инвесторы больше не доверяют американскому доллару и руководству Белого дома?