Александр Хроленко, военный обозреватель
Дискуссия о вступлении Азербайджана в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в очередной раз была инициирована в Баку, и это нуждается в осмыслении.
Лавров: новое руководство Армении не выполняет обещаний >>
Влиятельный депутат азербайджанского парламента, председатель комитета по правовым вопросам и государственному строительству Али Гусейнли без ведома высшего руководства страны вряд ли смог бы заявить в интервью азербайджанскому СМИ: "В новых геополитических условиях можно рассмотреть даже участие Азербайджана в ОДКБ. Хочу напомнить, что на заре становления этой структуры, в начале 90-х годов прошлого века, Азербайджан присоединился к Договору о коллективной безопасности".
Али Гусейнли отметил также положительную трансформацию стратегического партнерства Азербайджана и России в союзнические отношения: "В силу складывающейся сегодня геополитической ситуации в регионе Южного Кавказа, Азербайджан, по сути, остался единственным союзником России".
За десятилетия мирного сосуществования Азербайджана и России сформировались тесные политические, экономические и гуманитарные связи между двумя народами, вышли на качественно новый уровень военно-политические отношения. Сближению двух стран способствуют личные доверительные отношения президентов Ильхама Алиева и Владимира Путина.
Безусловно, все это способствует интеграционным процессам, но Организация Договора коллективной безопасности связывает определенными обязательствами и алгоритмами шесть стран: Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Поэтому не все так просто с вероятным геополитическим дрейфом Азербайджана в ОДКБ.
Каспийский бриз и ереванский криз
Можно по-разному оценивать подписанную 12 августа Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.
И хотя свежий ветер перемен не устранил весь комплекс региональных противоречий, в процессе трудных переговоров каждая из сторон пошла на уступки, изменила первоначальные позиции. В итоге удалось сбалансировать интересы.
Конвенция позволяет "каспийской пятерке" продвигаться дальше в формате двусторонних или трехсторонних переговоров, стимулирует позитивное и конструктивное взаимодействие прикаспийских государств не только в нефтегазовой сфере, не просто делит акваторию – создает предпосылки для развития многомерного экономического и военно-технического сотрудничества на море и на суше, корректирует статусы.
Неустранимое препятствие
В то же время Москву настораживает внешнеполитическая непредсказуемость Еревана.
На фоне то ли бархатной, то ли цветной революции в Армении вербальный ход Азербайджана в направлении ОДКБ выглядит очень сильным. И, похоже, в Ереване занервничали.
По инициативе армянской стороны 16 августа состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Пресс-служба Кремля сообщила, что сторонами "обсуждались некоторые актуальные темы двусторонней повестки дня, а также вопросы взаимодействия в общих интеграционных объединениях, в частности в рамках ОДКБ".
Интрига сохраняется. Однако нерешенная проблема Нагорного Карабаха фактически блокирует намерения Али Гусейнли и его возможных единомышленников. Логичнее выглядело бы присоединение к ОДКБ после урегулирования конфликта. Но, к сожалению, недавние внешнеполитические экспромты Пашиняна не внушают больших надежд. С большей вероятностью в ближайшее время ОДКБ расширится за счет Узбекистана.
Как указывает экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров, "зонт безопасности России позволяет Армении выступать на переговорах с радикальной позиции, и это не позволяет достичь прогресса".
Но ведь российский "зонт безопасности" служит и Баку. Причем речь идет прежде всего о гарантиях мира. Россия кровно заинтересована в стратегической безопасности и стабильности своих южных границ.
Возможно, в российской партии одновременной игры на "нескольких досках" придется чем-то пожертвовать. И уже появилось мнение, что выработанные Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым концепции геополитических осей "Москва – Баку – Анкара" и "Москва – Баку – Тегеран" полнее раскрывают потенциалы четырех участвующих в проекте государств, но вредят интересам Армении.
Для кого-то стакан наполовину полон, для кого-то – наполовину пуст. Так, многолетний конфликт Греции и Турции на острове Кипр не препятствует исполнению двумя конфликтующими странами союзного долга в рамках блока НАТО (иногда искрит, но ведь не воюют). Этот парадоксальный международный опыт позволяет утверждать, что ОДКБ может стать площадкой окончательного урегулирования карабахской проблемы. Пусть не сразу, и не без компромиссов. При этом жертвы не обязательны.
В готовности к худшему следует все же надеяться на улучшение азербайджано-армянских отношений. Определенный оптимизм внушают ранее достигнутые с участием России договоренности Азербайджана и Армении. Очевидно, Москва и в дальнейшем не оставит Баку и Ереван один на один с неразрешимой, вроде бы, проблемой.