Очередное повышение тарифов на перевозку пассажиров в общественном транспорте в начале августа обострило и без того напряженную ситуацию в сфере транспорта.
Автобусный парк Баку и близлежащих сел безнадежно устарел. Народ добирается до места назначения, ежедневно рискуя жизнью, автобусы фактически не пригодны для перевоза пассажиров. Разбитые окна и передние стекла, грязный салон, сломанные сиденья, постоянный запах бензина, курящие за рулем водители каждый день сопровождают пассажиров в пути. Хочешь не хочешь, но приходится терпеть грубость и хамство водителей и их помощников, слушать громкую и не совсем качественную музыку, добираться домой в ужасных условиях, тесноте, полутемноте, стоя порой на одной ноге.
В том числе для решения этой проблемы из госбюджета республики будут выделены значительные средства. Соответствующее распоряжение, нацеленное на обновление автобусного парка Баку подписал президент Азербайджана Ильхам Алиев восьмого августа. Согласно документу, с целью приобретения 300 пассажирских автобусов, из средств, предусмотренных в государственном бюджете Азербайджана на 2018 год для государственных капиталовложений, Бакинскому транспортному агентству (БТА) будет выделено 47,924 миллиона манатов.
Его зовут Наби: в Баку объявился автобусный маньяк >>
Только за один месяц с 60 автобусов собирается до пятисот тысяч манатов
К сожалению, еще государственный бюджет не безграничный, и с учетом того, что только в столице действуют сотни автобусных линий, дождаться полной замены всего автопарка Баку придется еще некоторое время.
В настоящее время ситуацию усугубляют дорожные пробки и просьбы людей останавливать транспорт через каждые 50-100 метров. Городской автопарк меняется достаточно медленно. За последние несколько лет закуплено 300 автобусов, благодаря чему удалось заменить старые машины на новые на нескольких линиях.
Бакинское транспортное агентство (БТА) уже объявило 21 июля тендер на приобретение новых автобусов. Глава отдела по связям с общественностью БТА Маис Агаев заявил, что по мере приобретения автобусов все старые транспортные средства будут заменены на новые, а перевозчики, не желающие следовать правилам и не обеспечивающие безопасную и комфортную перевозку граждан, будут лишены лицензий.
В транспортной сфере крутятся огромные финансовые средства, конечно, прозрачности и отчетности от владельцев маршруток не дождаться, но кое-какие подсчеты возможны. Недавно в соцсети Facebook журналисты обнародовали некоторые данные по доходам автобусных линий.
Азербайджан переживает автомобильный бум >>
По этим данным, на линии маршрута номер семь, работающего внутри Сумгайыта, имеется 60 автобусов. До подорожания каждый водитель автобуса ежедневно имел план в 270 манатов. Простой подсчет показывает, что только за один месяц с 60 автобусов собирается сумма в 486 тысяч манатов. С учетом того, что какая-то часть автопарка может стоять на ремонте или в выходные дни могут работать не все маршрутки, то сумма может снизиться до 400-450 тысяч манатов. Эти деньги уходят в чьи-то карманы, не облагаются налогом. И после подорожания, безусловно, прибыль от этих линий намного увеличилась.
Заставить кого-то перейти на новые автобусы практически невозможно
Во-первых, автобусы стоят очень дорого. Даже если приобретать их в Украине и России, то надо будет выложить от 100 до 150 тысяч долларов США за единицу. Причем, частному лицу труднее их приобретать, обычно они закупаются в больших количествах через государственные контракты. И дешевле, и проблем с доставкой нет, на таможне не будет задержек.
На дорогах Азербайджана могут появиться новые российские автобусы >>
Даже если гипотетический владелец маршрута номер семь откажется от всей своей прибыли за целый год, то в лучшем случае он сможет закупить 20-25 автобусов. Но вряд ли можно заставить владельцев линий закупить даже один автобус. Транспортники просто перестанут работать из-за нерентабельности. Будет этакий тихий бойкот.
Во-вторых, чисто психологически — работать по-новому не хочется. И без того деньги текут в форме наличности. Зачем работать легально и показывать свои доходы? Не хочется платить налоги, не хочется, чтобы о твоих доходах было известно налоговым органам и другим структурам.
Грязные автобусы вообще следует не пускать в черту города
Кто захочет вложиться по собственной воле туда, где можно и без того собирать деньги? Практически никто. Необходимо ужесточение закона. Правда, одним ужесточением делу не помочь. Нужно применить принятую во всем мире практику уничтожения старой техники. Это касается не только старого автопарка общественного транспорта, но и всех старых машин Азербайджана.
Тарифы повысили — обновляйте парк: владельцам автобусов поставили условие >>
Бакинские села переполнены старыми "жигулями"
Огромное количество автобусов и частных машин в стране должно быть утилизировано. Они представляют опасность как с точки зрения нанесения вреда экологии и окружающей среде, так и жизни обычных граждан и пассажиров. Любой предмет когда-нибудь оказывается на помойке, подвергается утилизации, но только не автотранспортные средства в Азербайджане. Некоторые бакинские села переполнены старыми "жигулями" 70-80-х годов прошлого столетия, все еще ездят где-то "москвичи" без номерных знаков и "волги" без половины кузова. Их некуда деть. Между поселками перевозят людей старые "газели" и иные маршрутки.
Кое-какие свалки, конечно, есть. Где-то в районе Сумгайыта, а также вблизи машинного рынка на проспекте Бабек они существуют. Но даже там нет процесса утилизации, просто некоторые владельцы машин отдают свои ненужные старые машины туда или за бесценок, или просто так. А там уже есть люди, которые извлекают разные детали для дальнейшей продажи.
Необходимо создать механизм утилизации старой техники и транспортных средств. Это, с одной стороны, очистит улицы столицы и Сумгайыта от старых машин и автобусов, с другой стороны, освободит некое пространство для новых автомобилей. Пробок станет меньше хотя бы на пять-десять процентов.
У проблемы два решения. Для владельцев старого автотранспорта нужно создать условия сдачи машин по российскому образцу. Там избавились от старого хлама через государственную программу. Сдал старые жигули, получай сертификат на приобретение новых российских моделей с огромной скидкой, почти наполовину дешевле. И производителей стимулируем, и от старья избавляемся. Так и очистили Россию от наследия 80-х годов.
Ввоз в Азербайджан товаров и автомобилей отныне обойдется дороже >>
Старые автобусы нужно безжалостно утилизировать
А вот с автобусами намного сложнее. Они стоят дорого, их просто так не уберешь с линий, да и жизнь города зависит от налаженной, четкой работы общественного транспорта. Здесь нужна государственная программа по закупке автобусов и утилизации старых автотранспортных средств.
Схема работает примерно так: сдаешь старый автобус, получаешь новый за полцены в лизинг на три-пять лет. Владелец маршрутной линии, с одной стороны, за несколько лет выплатит половину стоимости автобуса, а с другой — не сможет уклониться от налогов, так как все поступающие средства будут учтены в электронном формате. Значит, увеличатся поступления в казну за счет налогов, что и покроет другую половину стоимости транспортного средства. Старые автобусы нужно безжалостно утилизировать, чтобы они снова не оказались на улицах региональных городов.
В Баку закроют станцию метро, взамен предложен маршрутный автобус >>
Безусловно, в мировой практике есть множество путей избавления от старого транспорта и обновления автопарка. В нашем случае годится любой вариант, лишь бы он работал. Ездить на старых автобусах надоело всем без исключения.