После громких отставок в британском правительстве его глава Тереза Мэй вовсю старается найти поддержку не столько у населения своей страны, сколько у своих зарубежных партнеров. Естественно, что премьер-министр Британии первым делом хотела бы быть уверенной в поддержке своего главного союзника, коим является Вашингтон.
Однако, по всей видимости, ее усилия оказались тщетны. Нынешний хозяин Овального кабинета, вместо конкретных действий по поддержке правительства Мэй, посоветовал последней подать на Евросоюз в суд.
По мнению Дональда Трампа, сей шаг позволит Туманному Альбиону отсудить у Брюсселя более выгодные условия, на основании которых Лондон оформит развод с европейским альянсом.
После этого становится понятным, что официальный Лондон недоволен условиями Евросоюза и ищет возможность для того, чтобы избежать их. Собственно говоря, Борис Джонсон и иже с ним ушли в отставку именно по причине того, что им условия Брюсселя казались неприемлемыми.
"Северный поток-2" или НАТО: чья возьмет >>
Значит, и Мэй понимает, что условия ЕС по брекситу весьма тяжелы для Британии. Разница в том, что Джонсон и соратники предлагали в открытую бороться против них и не миндальничать с Брюсселем, а премьер-министр правительства Ее Величества предпочитает окольные пути.
Много надежд хозяйка Даунинг-стрит, 10 связывала с общением с президентом США. Но Дональд Трамп ныне занят в основном двумя проблемами. Наращиванием еще большего экономического могущества своей страны (у него в этом есть определенные достижения) и борьбой за свой политический авторитет внутри страны. Второй вопрос требует отдельного рассмотрения и находится вне рамок этой статьи.
Что касается первой проблемы, то ее он намерен решать различными методами и один из них — отказаться от роли "доброго дядюшки" первым делом для европейцев, и в том числе для ведущих держав Старого Света.
Зачем Запад пугает весь мир новым глобальным кризисом? >>
Учитывая изложенное, Мэй вместо действенной помощи от Трампа (она надеялась, что президент США либо станет ходатайствовать за Лондон перед Брюсселем, либо обещает финансовые действия, которые компенсируют Британии утери от драконовских мер ЕС. Трамп же не имел никакого желания исполнить чаяния Мэй) получила то, что он посоветовал в судебном порядке решить разногласия с Брюсселем.
Есть ли у Британии основания для того, чтобы подавать в суд на ЕС? Формально любое государство может решать свои разногласия в судебном порядке, но, думается, что Мэй не прибегнет к этому. Почему?
Между ЕС и Британией в качестве отдельного государства пока нет никаких договоренностей, соответственно, их невозможно нарушить. Сейчас участники переговоров подчиняются процедурному регламенту, но использовать этот регламент, чтобы создать на его основании дело, затруднительно. Но даже попытка это сделать может нанести существенный ущерб переговорам.
Если покопаться, то, конечно, можно будет найти причины для судебного разбирательства. Но какой суд будет рассматривать иск Лондона? Европейский суд. Согласитесь, вряд ли этот судебный орган примет решение в пользу Лондона.
Принимая во внимание все это, Мэй с командой поняли, что совет Трампа является ничем иным, как его отмашкой от проблем надоедливого союзника. После разрушения надежд на американскую поддержку британское правительство начало лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Особенную активность (и это понятно) проявляют новоиспеченные министры.
Эфемерное единство: Европа начинает понимать масштаб своих потерь >>
Министр по вопросам выхода из ЕС Доминик Рааб накануне заявил, что его страна готовится и к сценарию Brexit без сделки, но будет делать все возможное для того, чтобы заключить с Брюсселем соглашение о дальнейшем сотрудничестве. Несколько расплывчатое заявление, не правда ли?
А министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант, который сменил на этом посту Бориса Джонсона, в разговоре с главой МИД Германии Хайко Маасом заявил, что Великобритания может выйти из Евросоюза и без соглашения по поводу будущих отношений. Хант очень старался понравиться Маасу и назвал Германию одним из лучших друзей Британии в мире. Однако, едва ли Маас и его коллеги по германскому правительству в какой-то мере помогут британцам. Первым делом это просто невыгодно ведущей державе ЕС, и вдобавок у германского коалиционного правительства достаточно своих нерешенных проблем.
Что же будет делать правительство Терезы Мэй для выравнивания сложившейся ситуации? Вероятнее всего, плана будущих действий у Мэй и команды нет. Однако, думается, что такой план есть у Бориса Джонсона и его соратников, которые в скором будущем начнут претворять его в жизнь.