Когда впервые мне запомнился актер Михаил Иванович Пуговкин? В 1967 году, когда на всю страну прогремела премьера героико-приключенческого и одновременно музыкального фильма "Свадьба в Малиновке".
Вместе со своими сверстниками, девяти-одиннадцатилетними бакинскими мальчишками, я был очарован этой картиной. В фильме были заняты очень сильные актеры, такие как Самойлов, Федорова, Лебедев и другие. Но нас обаял (как, собственно, основную массу населения СССР) актер, который играл Яшку-артиллериста.
Пуговкин в этой роли был потрясающе убедителен и своей филигранной игрой вызвал безудержный хохот в залах кинотеатров, а его фраза "Бац-бац, и мимо!" стала на долгое время любимой прибауткой детворы и не только. Актеру удалось из своей эпизодической роли создать колоритный персонаж, который до сих пор очаровывает зрителей.
Михаил Иванович Пуговкин (настоящая фамилия актера была Пугонькин) родился 13 июля 1923 года в бедной крестьянской семье в селе Рамешки Ярославской области. Он с самого раннего детства был наделен артистическим талантом, что проявлялось на сельских празднествах.
Вскоре семья переехала в Москву и Миша начал трудиться электромонтером на одном из заводов столицы. Он был активным участником драматического кружка, где его заметил руководитель клуба, народный артист РСФСР Александр Шатов. Он начал поручать Мише главные роли и именно на сцене клуба его увидели руководители Московского драматического театра и пригласили самородка в свой коллектив. Упорный Пуговкин, начав с эпизодических ролей, со временем заслужил уважение в театре и о нем положительно начала отзываться пресса.
В кино Пуговкин впервые снялся прямо в канун войны в кинокартине режиссера Григория Рошаля "Дело Артамоновых" по произведению Максима Горького. В этом фильме были заняты много выдающихся актеров, в том числе и прима советского экрана Любовь Орлова. Актер прекрасно справился с ролью Степаши и кинорежиссеры взяли молодого, талантливого артиста на заметку.
Но карьера Пуговкина была остановлена войной, ибо после ее начала Пуговкин отправился на фронт. Он был тяжело ранен в ногу, грозила ампутация, однако Пуговкину удалось упросить докторов оставить ему ногу. Но тяжелое ранение все равно давало о себе знать и Пуговкина уволили из армии в запас. После этого он работал в различных театрах, и все же широкую известность он получил благодаря кинематографу.
В 1943 году он сыграл небольшую роль солдата Феди в фильме Владимира Петрова "Фельдмаршал Кутузов", год спустя снялся в фильме Исидора Анненского "Свадьба" по Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Но особенно активно начал сниматься Пуговкин с первой половины 50-х годов. Он создал запоминающие образы в таких популярных картинах, как "Олеко Дундич", "Адмирал Ушаков", "Земля и люди".
Фильм "Адмирал Ушаков" был очень дружелюбно встречен прессой, в том числе роль в этом фильме Пуговкина была высоко оценена критикой. После этого у Пуговкина один за другим пошли актерские удачи. Он был неповторим в своем комическом амплуа и режиссеры осыпали актера предложениями сниматься.
Значительным успехом актера стала роль Захара Силыча, бывшего матроса в фильме режиссера Лукинского "Солдат Иван Бровкин". Этот фильм, как и его продолжение "Иван Бровкин на целине", завоевал огромную популярность по всей стране и в этом немалая заслуга принадлежала искрометному юмору Михаила Пуговкина.
С мэтром комедии, великим режиссёром Леонидом Гайдаем Пуговкин встретился тогда, когда был уже известен как один из ведущих актеров комедийного жанра. Какие бы роли ему не поручал Гайдай, Пуговкин и с эпизодами, и с главными ролями справлялся превосходно. Все роли Пуговкина в картинах Гайдая надолго запомнились любителям кино.
Как был превосходен Пуговкин, создав в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" роль прораба. Тот маленький фрагмент, в котором персонаж Пуговкина пытается перевоспитать отрицательного героя картины (роль которого блестяще создал актер Смирнов) является одним из лучших в этом шедевре Гайдая.
А роль режиссера Карпа Савельевича Якина в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", полицмейстера в фильме "За спичками", Горбушкина в "Не может быть"? Как филигранно создавал Пуговкин эти образы, благодаря чему зрители надолго запоминали его персонажи.
Леонид Гайдай поручал актеру и главные роли. Пуговкин играл Сан Саныча Мурашко в фильме "Спортлото-82" и отца Федора в знаковом фильме Гайдая" Двенадцать стульев" по бессмертному произведению Ильфа и Петрова. Актер блестяще справился с этим.
В другом варианте "Двенадцати стульев", который снял Марк Захаров, отца Федора играл великий Ролан Быков. Играл превосходно, но трактовка этого образа Пуговкиным была совершенно другой и тоже очень и очень интересной. Два великих мастера советской комедии Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова и Михаил Пуговкин в роли отца Федора заставляли зрителей покатываться со смеху в течение всей картины.
Отмечу также несомненные актерские удачи Пуговкина в фильмах "Девчата", "Варвара-Краса, длинная коса", "Илья Муромец", "Финист — Ясный Сокол", "Два капитана", "Огонь, вода и медные трубы", "Клуб самоубийц". И, наконец, кто не помнит "Новые приключения капитана Врунгеля"?
Михаил Пуговкин был великолепным мастером комедии и ныне, пересматривая знаковые советские фильмы, где он создавал свои маленькие и большие актерские шедевры, мы в очередной раз убеждаемся, что Михаил Иванович Пуговкин был одним из самых больших комических актеров за всю историю советского кинематографа.