Сегодня многомиллионное сообщество поклонников кинематографа прощается с одним из столпов советского и российского кино, великим режиссером, талантливым сценаристом, прекрасным актером Станиславом Сергеевичем Говорухиным.
Люди моего поколения помнят, как в детстве мы восхищались его фильмом "Вертикаль", повествующем об альпинистах, об этих отважных людях, которые стремились к своей цели, к своей вершине несмотря ни на какие трудности, встающие на их пути.
В "Вертикали" мы ощущали смелость и целеустремленность этих людей, которые при всех тяжелых обстоятельствах не теряли, а, наоборот, раз за разом подтверждали незыблемые человеческие ценности — взаимопомощь, выручку, высокое благородство и истинную дружбу. Дружбу сильных и отважных людей, имеющих общую цель.
Именно после этого фильма в разговорный обиход жителей страны вошла фраза "мы в одной связке". Конечно же небывалому успеху этого первого шедевра Говорухина способствовало и то, что в фильме звучали песни его великого друга Владимира Высоцкого.
После выхода в свет этой картины, Высоцкий впервые получил такую многомиллионную аудиторию, а песни Владимира Семеновича в этом фильме были настолько любимы народом, что цензура не смогла препятствовать выходу в свет грампластинок с музыкой к фильму "Вертикаль".
Несмотря на то, что Говорухин дебютировал этой картиной, ему удалось убедить начальство в том, что Высоцкий должен играть в его фильме и быть автором песен.
В "Вертикале" были заняты талантливые артисты, среди которых, конечно же выделялся Владимир Высоцкий и потрясающая красивая и молодая Лариса Лужина. "Вертикаль" смотрели все от мало до велика, и картина вызывала всеобщее восхищение. Так громко и однозначно в большой кинематограф ворвался большой режиссер — Станислав Говорухин.
А ведь ничто не предвещало того, что Говорухин станет режиссером или хотя бы в каком-то другом качестве будет соприкасаться с кино.
Сын репрессированного донского казака, рано лишившись отца, был на попечении матери. Когда умер Сталин, стало чуть свободнее, и Говорухину удалось на радость матери поступить, а потом и закончить в 1958 году геологический факультет Казанского университета.
Станислав год работал по специальности, но не лежала говорухинская душа к геологии, и скоро он с нею распрощался. После этого он работал на Казанской студии телевидения редактором, сотрудничал с редакциями газет "Советская Татария" и "Горьковский рабочий". Кино манило Говорухина, и наконец он поступает во ВГИК и в 1966 году его оканчивает. А дальше была "Вертикаль"…
После первого своего шедевра Говорухин продолжал работать на Одесской киностудии. Работал он плодотворно и не только как режиссер. Говорухин снялся как актер в серии картин, где создал незабываемые образы.
Он писал сценарии ко всем своим фильмам и не только. Один из самых его известных сценариев был написан для фильма "Пираты ХХ века", который стал знаковым фильмом советской эпохи и пользовался громадной популярностью. Как, собственно говоря, почти все фильмы этого талантливейшего человека.
В том же 1979 году, когда на экраны вышли "Пираты ХХ века", по Центральному телевидению начался показ бессмертного шедевра Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".
Редко бывает, что картина получается лучше литературного источника, но работа Говорухина получилась намного насыщеннее, чем "Эра милосердия" — произведение признанных мастеров детективного жанра братьев Вайнеров, по которому был снят фильм.
В фильме был участвовал блестящий актерский ансамбль — Юрский, Конкин, Гердт, Фатеева, Джигарханян, Абдулов, Заклунная, Садальский, Куравлев, Удовиченко, Евстигнеев, Белявский, Павлов и другие великолепные артисты создали потрясающие образы в этой картине. А роль Жеглова исполнил Владимир Высоцкий.
По мнению многих, именно исполнение этого образа стало лучшей киноролью Высоцкого. Если в "Эре милосердия" Вайнеров, Шарапов (Конкин) безусловно главный герой, то в картине, Говорухину и Высоцкому удалось сделать главным героем также Жеглова, и этим самым сделать фильм менее однозначным, чем литературный источник.
"Место встречи изменить нельзя" пользовался неслыханной популярностью и, безусловно, большая заслуга в этом принадлежит режиссеру картины.
После этой знаковой картины, Говорухин снимает "Приключение Тома Сойера и Гелькберри Финна" по Марку Твену и "В поисках капитана Гранта" по Жюлю Верну. Блестящие постановки!
И далее Говорухин создает такие шедевры, как "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Артистка", "Пассажирка". Последний фильм Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" пользовался также неизменным успехом.
Станислав Сергеевич был также политическим и общественным деятелем, и на этом поприще народ ему верил. Но все же, главной для Говорухина всегда была режиссура, и именно постановщиком, в первую очередь, его воспринимали благодарные поклонники.
В последние годы жизни Говорухин тяжело болел, и это было известно. Несмотря на это он вел активный образ жизни. Но все равно, весть о его кончине грянула неожиданно.
Поклонникам всегда кажется, что кумиры вечны, но это к сожалению, не так. Ушел из жизни великий режиссер и многогранный человек. Спасибо вам за все, Станислав Сергеевич!