Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В ходе недавних празднеств, посвященных 75-летию всемирно известного Виндзорского королевского конного шоу, в качестве памятного подарка от имени Азербайджана королеве Великобритании Елизавете II был вручен ее портрет, принадлежащий кисти известного азербайджанского художника Джасара Мамедова. Подробно о своей работе мастер кисти впервые рассказал в интервью Sputnik Азербайджан.
- Джасар, как получилось, что вы решили нарисовать портрет королевы и подарить его ей?
— Идея у меня зрела еще с детства. Я всегда интересовался историей Англии, также мне импонировало то, что будучи колониальной державой, эта страна с большим уважением относится к искусству Востока, широко представленного в музеях Лондона.
Как известно, ковер Шейх Сафи, являющийся жемчужиной азербайджанского ковроткачества, и многие другие исторические экспонаты из моей страны бережно сохранены и долгие годы хранятся в самых известных музейных залах Англии. Благодаря королевской семье сегодня мы не лишены возможности созерцать многие произведения искусства, которые не были утрачены. Особое внимание к Индии и Востоку было отмечено еще со времен матери нынешней королевы Елизаветы I.
Я думаю, что мой портрет – это дань благодарности королевской семье за такое бережное отношение к культуре Востока. Полагаю, любому человеку приятно получить в качестве подарка свой портрет. Не смогу в точности сказать, какие чувства испытывают при этом люди, поскольку мне никто не дарил мой портрет.
- Почему вы решили нарисовать именно портрет, а не другую какую-то картину?
— Портретный жанр всегда интересовал меня, хотя я силен и в пейзажах. Психологизм – это еще одна область, интересная для меня. В портрете я могу выразить многие нюансы характера, человеческую суть, ведь каждая личность – это как отдельная Вселенная. Именно поэтому я обратился к этому жанру искусства.
Агаларов: хочу интегрировать "Жару" в Баку >>
- Два года назад картина вашего отца Сакита Мамедова "Равнина Джыдыр" также была преподнесена в качестве подарка Елизавете II. Когда-то думали, что повторите его успех?
— Сакит Мамедов для меня прежде всего мой отец. Каждый сын в идеале стремится, чтобы родители гордились им, поэтому мне достаточно быть просто достойным сыном своего отца, даже если бы я занимался другим делом, был бы музыкантом или врачом.
- Вы родились в семье художника, но родители всегда противятся желанию детей идти по их стопам. Как отец отреагировал на ваше желание стать художником?
— В семье художника я родился художником – возможно, это генетический код. Я благодарен отцу за это. Если ребенок чувствует красками, живет среди красок, дышит ими и его детство, юность, отрочество прошли среди них, то какой же другой путь может быть уготован для него?
- Какие советы вам дал отец в начале творческого пути, которых вы всегда придерживаетесь?
— Быть бескомпромиссным. Художник — как служитель храма. Он отказывает себе во многом ради искусства, поэтому он уподобляется служителю искусства. Для любого мастера кисти искусство – это его храм, святое место, которое бесценно. Нельзя дешево оценивать созданное, вырванное из души, ибо это твоя цена.
Гулять по Баку с Кязымовой нереально, как и с Аллой Борисовной — стилист >>
- Как считаете, чем ваши работы отличаются от картин других художников. В чем их изюминка?
— Для меня творчество – это то, что есть сам человек. Отличие одних работ от других означает, что один человек отличается от другого. Если в жизни он имеет свое видение, то и как художник он будет не похож на других.
- Часто ли выставляетесь за рубежом и какова сейчас ваша цель?
— Благодаря открывшимся возможностям после провозглашения независимости Азербайджана и благодаря той поддержке, которая оказывается молодежи правительством нашей страны, открылись широкие перспективы для работы за рубежом, для участия в зарубежных выставках, общения с людьми другой культуры. Мне повезло, что я родился в этот прекрасный отрезок времени, когда все это возможно. Я всегда стремлюсь достойно представлять Азербайджан на международной арене – это не только моя цель, но и каждого азербайджанца.