БАКУ, 24 мая — Sputnik. На днях нашелся внук погибшего в 1942 году солдата из Азербайджана Сафтара Гулиева, замученного в лагере военнопленных под Порховом, рассказала "Псковской правде" председатель регионального отделения Союза женщин России Наталья Никифорова, чья организация ведет работу по поиску родственников погибших в "Дулаге".
Два года назад в Псковской области, в 3,2 километра к востоку от Порхова, состоялось торжественное открытие мемориала жертвам немецко-фашистского концлагеря "Дулаг-100" — памятника 85 тысячам замученных и убитых фашистами соотечественников. Мемориал, строительство которого было приостановлено еще в 80-е годы прошлого века, всего за год был достроен на средства инициативных и неравнодушных людей.
На его торжественном открытии присутствовали ветераны, сотни жителей Псковской области и других регионов. Но мало кто знает, что параллельно с восстановительными работами начался поиск родственников погибших здесь военнопленных. И эта кропотливая работа уже дает первые плоды.
Столетний ветеран прошел войну, зная по-русски только два слова >>
Никифорова поведала, что несколько дней назад ей позвонили из Азербайджана. Звонивший Камал Гулиев сообщил, что является внуком Сафтара Гулиева, который в списках организации значился как Куриев. Однако все остальные данные совпадают: возраст, название села, где он родился.
По словам председателя, мужчина также сообщил, что еще жива его мать — дочь погибшего бойца, которая всю жизнь искала отца. Сейчас ей 80 лет, она тяжело больна. Он также сказал, что их семья очень благодарна за поиск.
"По голосу чувствовалось, что говорить ему тяжело, что он еле сдерживается, чтобы не заплакать. Пообещал, что обязательно приедет, и просил, чтобы мы показали ему место захоронения", — сказала Никифорова.
По ее словам, идея искать родственников погибших в "Дулаге" военнопленных возникла, когда начались работы по восстановлению монумента. Но изначально никто не понимал, с чего начать, кому писать и куда. И только когда благодаря краеведу из Дно Сергею Егорову в Порховском музее появились 400 карточек с именами погибших, организация взялась за поисковую работу. Музей передал Союзу списки по регионам, составленные в алфавитном порядке.
"Нашей задачей стало рассказать об этом скорбном месте. Первым делом вместе с ГТРК "Псков" были сняты сюжеты о мемориале "Дулаг-100". Сейчас эти ролики можно увидеть в группах, посвященных проекту, в соцсетях. Также списки погибших и информация о "Дулаге" были переданы руководителям региональных отделений Союза женщин России", — рассказала она.
Председатель отметила, что "Озеро слез" у монумента стало символом горя тех, кто не дождался родных с войны и смог узнать об их судьбе только спустя 70 лет. Когда же, по ее словам, организация получила еще 600 имен погибших, обнаруженных псковским журналистом Олегом Константиновым в архиве министерства обороны РФ, общественники стали рассылать электронные письма в краеведческие музеи других регионов.
В этих письмах, по словам Никифоровой, рассказывается прежде всего о лагере и о том, что эти люди были пленниками, что они умирали от холода и голода, что их было 85 тысяч и что в Псковской области это место поклонения. Однако, отметила она, в век информационных технологий более действенным способом оказалась рассылка обычных бумажных писем — на электронные письма ответа не последовало.
Выживший в братской могиле: сейчас ветеран живет в окружении праправнуков >>
"Тогда я написала в посольства "живые" письма и отправила их по почте с уведомлением о доставке. И мы получили ответ из посольства Швейцарии в РФ, при котором работает секция интересов Грузии. А из грузинского посольства позвонили и лично поблагодарили за нашу работу. Также было очень теплое письмо от посла Азербайджана, а затем и звонок от внука погибшего бойца", — сказала председатель.
По ее словам, Сафтар Гулиев стал первым погибшим в "Дулаге", чьих родственников удалось разыскать.