БАКУ, 21 мая — Sputnik, Фуад Ализаде. Утверждение экспертов из Армении, что с момента запуска Трансанатолийского газопровода (TANAP) Азербайджан вынужден будет исключить военный путь освобождения оккупированных земель в Карабахе из-за угрозы своей нефтегазовой инфраструктуре, выглядит абсурдно.
Торжественная церемония открытия трубопровода TANAP назначена на 12 июня. Его первоначальная пропускная способность составит 16 миллиардов кубических метров газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное — в Европу.
Есть основания полагать, что в сознании граждан Армении (после полученных в апреле 2016 года уроков вследствие армянской военной провокации в Карабахе) уже сформировалась трезвая оценка возможных последствий военного столкновения с модернизированными ВС Азербайджана.
И весьма наивным можно считать аргумент ереванских экспертов, что руководство Армении может решиться, в случае нового военного обострения ситуации между странами, нанести какой-либо ущерб нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана.
Не имеет значения, находится ли нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) или Южнокавказский трубопровод (SCP) от линии соприкосновения войск на расстоянии 30 километров (некоторые эксперты считают, что такая близость позволяет армянским ВС угрожать трубопроводу) или 300 километров.
Кстати, специально для некоторых армянских экспертов хотелось бы подчеркнуть, что газопровод TANAP располагается на территории Турции и Грузии, а в Азербайджане проходит газопровод SCP, который на территории Грузии подсоединяется к TANAP.
Кроме этого, трубопроводы ВТС и SCP не являются государственной собственностью Азербайджана, их акционерами являются: нефтепровода ВТС — BP (30,1%); AzBTC (25%); Chevron (8,9%); Statoil (8,71%); TPAO (6,53%); Eni (5%); Total (5%), ITOCHU (3,4%); INPEX (2,5%), ExxonMobil (2,5%) и ONGC (BTC) Limited (2,36%), а акционерами газопровода SCP — BP (28,8%), TPAO (19%), AzSCP (10%), SGC Midstream (6,7%), PETRONAS (15,5%), LUKOIL (10%) и NICO (10%).
На этом основании трудно представить, что армянское правительство решится нанести урон интересам Великобритании, США, России, Ирана, Италии, Франции, Норвегии и других стран, владеющих перечисленными компаниями, допустив даже случайное попадание в трубопроводы ВТС и SCP, проложенные в одном коридоре. Очевидно, что у Армении духа не хватит замахнуться на собственность ведущих стран мира, пусть даже расположенную на территории Азербайджана.
Нездоровое оживление армянских экспертов вполне объяснимо: страна попала в политический и экономический тупик на фоне авторитета Азербайджана, растущего в связи с успешной реализацией проекта Южного газового коридора, который сулит к тому же дополнительные финансовые поступления.
"Народный премьер" Армении: какие новшества в карабахский вопрос внесет Пашинян>>
Тем самым, Армении стоит вместо имитации переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту перейти к реальным шагам по освобождению оккупированных территорий, так как терпение Азербайджана не безгранично.
А после заключения мира Армения тоже может подключиться к трансконтинентальным энергетическим проектам в регионе, о чем неоднократно говорилось азербайджанскими властями. Так что, выбор за армянским народом.
Эскалация карабахского конфликта
В период со 2 по 5 апреля 2016 года произошла самая крупная эскалация карабахского конфликта с момента заключения перемирия. Ереван сообщил о наступательных действиях азербайджанской стороны, при этом в Баку заявили об обстрелах со стороны ВС Армении. Согласно официальным данным, обе стороны конфликта понесли потери, в том числе среди мирных жителей.
Пятого апреля 2016 года при содействии Москвы стороны договорились о приостановке военных действий, однако нарушения на линии соприкосновения продолжались вплоть до 16 мая того же года. В этот день в Вене состоялась первая с начала обострения ситуации в Карабахе встреча президентов Азербайджана и Армении — Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта (России, Франции, США).
О ходе урегулирования Карабахского конфликта читайте здесь >>
На встрече было достигнуто соглашение о неукоснительном выполнении соглашений о перемирии (от 1994 года) и о укреплении режима прекращения огня (от 1995 года). Стороны согласились, что необходим мониторинг возникающих инцидентов и внедрение механизма их расследования в рамках полномочий команды постоянного представителя ОБСЕ.