Как известно, писатель-драматург Эльчин Эфендиев освобожден от должности заместителя премьер-министра. Проработавший долгие годы на этой должности Эфендиев – сын писателя-драматурга Ильяса Эфендиева. Второй его сын, Тимучин Эфендиев, с 1987 по 2014 годы занимал должность ректора Азербайджанского государственного университета культуры и искусства, с 2014 года по сегодняшний день является ректором Бакинской хореографической академии.
Прежде чем перейти к сути, хочу особо отметить, что не собираюсь критиковать и анализировать творческую деятельность ни Ильяса, ни Эльчина Эфендиевых.
Оба литератора привнесли в азербайджанскую литературу, в особенности драматургию, немало новшеств, являются авторами значимых произведений. Достаточно привести в пример такие пьесы Ильяса Эфендиева, как "Ты всегда со мной", "Не смогу забыть", "Моя вина", "Десятиманатная люстра", или же пьесы его сына – "Шекспир" и "Убийца".
Одним словом, моя проблема – не сами писатели и их творчество, а министерство культуры, а также директора и режиссеры театров, которые за годы нахождения Эльчина Эфендиева на должности, чтобы выслужиться перед ним, заполняли весь репертуар театров его произведениями.
Будучи еще студентом Университета культуры и искусства, я как-то спросил своего педагога по искусству сценической речи – актера Азада Шукюрова, почему из-за того, что Тимучин Эфендиев — ректор, а Эльчин Эфендиев – вице-премьер, студентов вынуждают ставить их пьесы, и актеры с актрисами обречены вживаться в образы героев этих самых пьес?
Азад муаллим ответил тогда, что "ни Ильяс, ни Эльчин Эфендиевы не нуждаются в том, чтобы кто-то заставлял ставить их пьесы. У обоих драматургов есть достаточно достойных пьес для постановки на сцене".
Одним словом, педагоги вуза заставляли своих студентов работать с произведениями Эфендиевых, в то же время Минкультуры, директора и режиссеры театров, раболепствуя и подлизываясь, ради должностей и почетных званий неизменно обращались к творчеству Эфендиевых.
В первую очередь, делать такое – значит предать свою профессию! Когда режиссер или актер ради собственных материальных интересов оккупирует театральную сцену исключительно творчеством Эфендиевых, то о профессионализме и любви к искусству здесь не может идти и речи!
Нет в стране других авторов, кроме как Эфендиевы, произведения которых начиная с 2000 года и до сегодняшнего дня в таком количестве не ставили бы в различных театрах страны и Университета искусств. За эти годы неоднократно ставились такие пьесы Ильяса Эфендиева, как "Карабахнаме", "Семья Атаевых", "Моя вина", "Десятиманатная люстра", "Уничтоженные дневники", "Ты всегда со мной" и другие, произведения Эльчина Эфендиева — "Убийца", "Шекспир", "Жители ада", "Среди пчел", "Телескоп", "Мой любимый — сумасшедший", "Судьба мастера" и многие другие.
А теперь пошел обратный процесс. Так, на апрель текущего года в репертуар Академического национального драматического театра были включены четыре пьесы Эфендиевых, но уже в репертуар на май осталась только одна. Все просто – с 21 апреля Эльчин Эфендиев больше не вице-премьер.
Видимо, Минкультуры, директора и режиссеры театров уже ждут, кто же из тех, кто только занял важные посты, напишет пьесу – чтобы сразу же отдать театральные подмостки под гегемонию новых авторов.
Ладно бы только это – вот, к примеру, Азер Паша Нематов только было поставил пьесу Эльчина Эфендиева "Жители ада". Зря старался! И в других театрах шли репетиции по произведениям Эфендиевых. И что теперь делать? Ведь должности и почетного звания от Эльчина Эфендиева больше не получишь!