Кямаля Алиева
В Баку грандиозным концертом 30 апреля отметят Международный день джаза. Подробно о подготовке к мероприятию и целях Бакинского джазового фестиваля в интервью Sputnik Азербайджан рассказала директор Бакинского джаз-фестиваля и главный редактор журнала "Jazz Dunyası" ("Мир джаза") Лейла Эфендиева.
— Международный день джаза будет отмечаться в Баку впервые?
— Не совсем, в 2015 году мы отмечали День джаза презентацией книги "История джаза Азербайджана", а в 2018 году по приглашению Херби Хенкока Баку стал официальным городом-участником. А случилось это после того, как мы получили от него письмо, в котором нам предложили присоединиться к так называемой джазовой семье, стать частью мирового джаза и вместе со всем миром отметить его 30 апреля.
Конечно же большей радости для нас быть не могло, это высокая оценка в основном Бакинского джаз-фестиваля, который был особенно отмечен в письме. Мне было очень и очень волнительно даже от самой переписки с американскими представителями Jazz Day, так как я понимала, что все, что было сделано до сегодняшнего дня, не ушло впустую, а дает хорошие результаты.
Для многих азербайджанский джаз представляет интерес, и я считаю удачей, что имела возможность рассказать о нашей джазовой истории, истоках и развитии джаза в интервью, размещенном на сайте Интернационального дня джаза, который посещают тысячи читателей в день.
— Как идет подготовка к концерту?
— Подготовка идет полным ходом. Без единой рекламы и даже без афиш билеты были распроданы в первые же три дня. Программа концерта – это микс. Выступать будут как представители нового поколения нашего джаза, так и старшего, и все это совместно с гостями из Соединенных Штатов — группой Кеннеди Администрейшн, которая выступала на Бакинском джаз-фестивале в 2017 году.
— Многие джазовые музыканты Азербайджана мечтают принять участие не только в праздничном концерте ко Дню джаза, но и в Бакинском джаз-фестивале. Хотелось бы узнать, по каким критериям выбираются участники?
— Да, конечно, есть много желающих выступать на концертах и фестивале, и это естественно. Начнем с фестиваля. В прошлом году мы разместили объявление о том, что каждый желающий играть на Бакинском джаз-фестивале может очень просто попасть на него, нужно было заполнить форму на сайте и представить программу выступления. Желательно, программа должна быть новой. Все, кто обратился и заполнил заявку, выступили на фестивале.
А на концерте Baku Jazz Day будут выступать финалисты конкурсов молодых исполнителей джаза I am Jazzman! К примеру, это харизматичный вокалист Мелик Рамиз, который взял первое место в 2016 году, потрясающий юный аккордеонист Сеймур Гасансой – первое место в 2017 году, из более старшего поколения — Исфар Сарабский, а также Раин Султанов, который, думаю, не нуждается в представлении.
— Вы проводите джазовый фестиваль ежегодно, насколько успешен этот проект в Азербайджане?
— Скажу так: очень успешен. Джаз-фестиваль — визитная карточка современного азербайджанского джаза. Я только что вернулась с крупнейшего джаз-саммита-выставки, который ежегодно проходит в Германии. Мы представили на нем азербайджанский джаз со дня его основания, которому в 2018 году исполнилось 13 лет. Все уже знают о нашем проекте, огромное количество музыкантов со всех уголков мира хотят попасть на Бакинский джаз-фестиваль. Очень сложно анализировать информацию, которая ежедневно приходит на почту. Приходится прослушивать много музыки, выбирать и отвечать сотням музыкантов. Я думаю, все это говорит о популярности Бакинского джаз-фестиваля.
К примеру, очень интересное интервью дал корреспондент телеканала Евроньюс Вольфганг Шпиндлер, который освещал наш фестиваль. Он поделился своими впечатлениями и рассказал, что для него Бакинский джаз-фестиваль является уникальной площадкой, где можно услышать потрясающих музыкантов, как именитых, так и малоизвестных. И это замечательно, так как многие фестивали стремятся привозить исключительно звезд, которых можно услышать везде. А вот открыть для себя новых музыкантов удается не всегда. Именно этим и примечателен наш джаз-фестиваль. И конечно, насыщенная программа, мастер-классы, семинары, конкурс молодых исполнителей, дни джаза для детей, дни джаз-кино, джем-сейшны – все это создает атмосферу не ряда концертов, а именно фестиваля — праздника музыки.
— Что стало главным достижением фестиваля за эти годы, на ваш взгляд?
— Главное достижение для меня – это конкурс, новая волна исполнителей, за которыми будущее нашей культуры. Ну и еще гости города, иностранные музыканты, которые хотят еще раз вернуться в Баку, уезжают с прекрасными впечатлениями, пишут потом, становятся друзьями.
— С каждым годом появляется все больше молодых джазменов, как вы их оцениваете? Как думаете, чего им не хватает?
— Это хороший вопрос. Я бы сказала, что многим не хватает умения правильно оценивать себя. Безусловно, многим молодым музыкантам еще нужно работать над собой, а не думать, что дав пару местных концертов, они уже стали звездами. Скорее, нужно равняться на лучших мировых музыкантов, больше слушать, больше списывать, больше играть.
Часто не хватает работы над собой, упорства, желания развиваться. К примеру, мой супруг Раин Султанов рассказывал, как, будучи молодыми музыкантами, они чутко прислушивались к мнению Рафика Бабаева, Рашида Бейбутова. Их слово, совет были очень значимыми для молодежи. Тогда больше принимали критику, было обидно, но действовало по назначению. Ну и еще нехватка школы, — ведь у нас нет джазовой школы, факультетов, все на ощупь и интуитивно, как и много лет назад. Слава Богу, что появляются одаренные ребята, но опять-таки, им нужна помощь и поддержка, чтобы получать образование за рубежом и возвращаться уже профессиональными музыкантами. Хотя в противовес своим же словам, не всегда школа есть залог успеха.
— А как вы оцениваете состояние азербайджанского джаза? Может ли он уже выйти на мировой уровень?
— Азербайджанский джаз уже давно вышел за рамки страны. Есть музыканты, которые больше выступают за рубежом, нежели в Азербайджане. Они с аншлагом собирают тысячные аудитории, их хорошо знают в Европе и Америке, они играют со звездами мирового джаза и востребованы. В прошлом году немецким лейблом была выпущена виниловая пластинка, выпускаются компакт-диски наших музыкантов и продаются за рубежом. Досадно, что наша пресса почти не освещает эти события, наверное, это происходит потому, что люди стали охотнее воспринимать какую-нибудь глупую новость, нежели серьезные большие события в области культуры или науки.
— Изменилась ли аудитория джаза или ее все еще слушают только интеллигенты?
— Что значит интеллигенция для меня? Даже не знаю. Скорее интеллектуалы, а не интеллигенты. Для меня они люди, глубоко ощущающие мир, воспринимающие музыку, готовые к неожиданным, нестандартным решениям, звукам. Скорее люди образованные. Вот вглядитесь на концертах в лица наших зрителей, это интересно. Конечно, аудитория меняется, появились молодые люди, которые интересуются джазом, ходят на концерты. Есть и старшее поколение, наши любимые постоянные зрители.
— Как думаете, сегодняшнего зрителя можно чем-то удивить?
— Удивить, наверное, сложно. Наш зритель видел почти все, как в хорошем смысле, так и не очень. Но у нас нет цели удивить зрителя. Мы хотим, чтобы наши слушатели получали удовольствие от концертов, уходили оттуда с новыми мыслями, взяв для себя то, что больше им по душе. Я хотела бы, чтобы наш слушатель не ждал шоу, а умел ценить и оценивать музыканта, который хочет донести до него свое видение этого мира. И тогда мы станем другими – более легкими, менее приземленными.