БАКУ, 14 апр — Sputnik. Вызывает сожаление тот факт, что 360 наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и ПА Совета Европы, составляющих почти 40% иностранных наблюдателей, единолично присвоили себе функцию единственного неопровержимого судьи последней инстанции.
Об этом говорится в распространенном Центральной избирательной комиссией АР (ЦИК) заявлении в связи с отчетом Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы относительно прошедших 11 апреля в Азербайджане президентских выборов.
"Пятого февраля 2018 года Президент Ильхам Алиев, воспользовавшись своим правом, отраженном в части I статьи 110 Конституции Азербайджанской Республики, объявил президентские выборы. Центральная избирательная комиссия решением от 6 февраля 2018 года в соответствии со статьей 179 Избирательного кодекса страны назначила выборы Президента Азербайджана на 11 апреля 2018 года", — говорится в сообщении Центризбиркома.
Ведомство указывает, что подготовка и проведение выборов были организованы качественно и в соответствии с требованиями законодательства и международных норм, были созданы все возможности для свободного и независимого поведения 11 политических партий и других субъектов выборов. Все зарегистрированные кандидаты, воспользовавшись без препятствий существующей средой справедливой борьбы и равными возможностями, заявили, что остались довольны избирательным процессом.
Для полного и беспрепятственного использования гражданами cвоих конституционных прав были предприняты все необходимые шаги, обеспечена возможность выбора избирателей. 118 представителей 51 зарубежного СМИ, а также абсолютное большинство широкой делегации наблюдателей, в которую входят 894 зарубежных наблюдателя из 59 стран, 61 международной организации, для деятельности которых были созданы все необходимые условия, оценили выборы как свободные, справедливые и прозрачные, отметили прогресс в избирательном процессе, говорится в заявлении ЦИК.
Отмечается, что многочисленные наблюдатели наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ и ПА Совета Европы также по отдельности открыто заявили об этой позиции.
"Однако с сожалением следует отметить, что в распространенном от имени данных структур отчете, где говорится о том, что наблюдение проводилось на 1300 избирательных участках, путем раздувания негативов, источники которых неизвестны и которые в целом никак не влияют на итоги выборов (максимально на 156 участках, менее чем 2,8% от их общего числа) заявлено, что имелись те или иные проблемы технического характера", — говорится в заявлении. Тем самым была продемонстрирована позиция, резко отличающаяся от мнения как вышеотмеченной многотысячной армии наблюдателей, так и собственных представителей, проявлено стремление бросить тень на результаты по всем 5641 участкам, где были проведены выборы.
ЦИК подчеркивает, что отчет, где открыто наблюдается нарушение принципов объективности, непредвзятости, сбалансированности и профессионализма, содержит множеством внутренних противоречий. Без внимания остаются удовлетворенность кандидатов процессом выборов, отсутствие жалоб и обращений о нарушениях закона, высокая активность избирателей: "предпринимается попытка искусственного создания атмосферы фальсификации".
В заявлении ЦИК отмечается, что трудно понять, во вред кому были сделаны нарушения, о которых говорится в отчете.
Все вышесказанное наводит на подозрения, что при составлении отчета миссии на наблюдателей упомянутых организаций было оказано некое давление со стороны руководства миссии, преследующее политические цели: "Представители миссии даже сегодня, встречаясь по всей стране с отдельными людьми на местах, просят их представить исключительно негативные факты в связи с выборами, что свидетельствует о достаточной необоснованности их отчетов".
ЦИК отмечает, что такой подход бросает тень на объективность миссии и дает основания для общественного мнения о предвзятой антиазербайджанской деятельности лиц в руководстве миссии, в частности, заместителя ее руководителя Штефана Краузе, а также откровенно негативной позиции в отношении азербайджанского государства, правительства и действующего Президента страны.
"Назначение по настоянию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ такого человека на ответственную должность в миссии заранее говорило о том, что отчет, подготовленный при его непосредственном участии, будет необъективным", — говорится в заявлении.
Также указывается, что зачастую указанные в отчете замечания опровергают сами себя. Так, вслед за указанием, что "избирательная администрация на всех уровнях была очень хорошо организована и обеспечена, эффективно подготовила выборы", говорится, что в день выборов международные наблюдатели стали свидетелями "игнорирования в широких масштабах обязательных для исполнения процедур".
Также в начале отчета отмечается, что "органы власти были открыты для сотрудничества, и международные наблюдатели могли свободно работать в предвыборный период", тогда как ниже утверждается, что "в ходе наблюдения Международной миссии по наблюдению за выборами и другими наблюдателям ставились ограничения (соответственно 4% и 8%)".
"Другое же замечание выглядит еще более бессмысленным – "между кампанией действующего Президента и его официальной деятельностью не было никаких различий". Было бы хорошо получить разъяснения о том, в каком порядке должно делаться это различие и в чем оно заключается. Ни в одной стране мира глава государства, повторно участвующий в выборах, не приостанавливает и не может приостановить свою деятельность.
Единственная этическая норма, которую может быть применена к такой предвыборной атмосфере, заключается в том, что глава государства, продолжающий исполнение своих полномочий, не должен использовать призывы к избирателям голосовать за него, и на всех проведенных в Азербайджане президентских выборах это правило соблюдалось", — подчеркивает ЦИК.
Также Центризбирком назвал неприемлемым замечание миссии об отсутствии прозрачности в день выборов, отметив, что все избирательные участки в АР были обеспечены прозрачными урнами, а почти тысяча участков оснащена камерами для онлайн-наблюдения.
Нецелесообразным также можно назвать замечание миссии, что "другие кандидаты воздерживались от демонстрации прямо противоположной позиции в отношении действующего Президента или критики в его адрес". В ЦИК напомнили, что требования ни одной кампании по выборам президента не могут предусматривать личной критики того или иного кандидата, а лишь его предвыборной платформы. В то же время дебаты в открытом телеэфире демонстрируют, что внутренняя и внешняя политика страны были критически проанализированы кандидатами в соответствии с их взглядами.
"В отчете указано, что регистрацию прошли 58175 местных наблюдателей, из которых 4041 человек был аккредитован НПО. Вслед за этим утверждается, что препятствия, чинимые правительством и избирательной администрацией, ограничивают деятельность организаций гражданского общества. Если НПО, являющиеся основными институтами гражданского общества, представлены более чем четырьмя тысячами наблюдателей, то говорить здесь о каком-то ограничении неуместно", — замечает Центризбирком.
По заявлению ведомства, вызывает удивление то, что в отчете, когда речь идет о наблюдении за выборами, упоминается лишь Центр мониторинга выборов и обучения демократии, который не был зарегистрирован и его деятельности чинились препятствия. Однако, в Азербайджане другие структуры, специализирующиеся в области наблюдения за выборами, осуществляли в период выборов местное наблюдение. К примеру, в предвыборный период и в день голосования на 590 участках наблюдения проводил Национальный форум НПО, объединяющей в своем составе более 600 институтов гражданского общества.
Центризбирком также указал на необоснованность утверждения в отчете, что для расширения участия женщин в общественно-политической жизни не принимаются надлежащие меры, тогда как в последние годы в этом направлении достигнут значительный прогресс: женщины достаточно широко представлены в избирательных комиссиях. Далее, безосновательным выглядит замечание миссии, что в стране нет критических органов печати, а в медиа — плюрализма.
"В цивилизованном мире основное требование, которое ставится перед той или иной медиа-структурой, заключается не в том, что она обязательно должна критиковать государственные институты, порой достичь уровня критики, порождающей диффамацию, а в сохранении медиа своей политической нейтральности".
В настоящее время в Азербайджане выходят более 500 ежедневных, еженедельных и ежемесячных органов печати, имеется до 5 тысяч информационных интернет-ресурсов. Среди них достаточно медиа-структур, резко критикующих внутреннюю и внешнюю политику властей, главу государства и представителей власти. До 80 процентов населения страны пользуется интернетом, около трех миллионов человек являются пользователями социальных сетей. По наблюдениям Центральной избирательной комиссии в предвыборный период и в день выборов как в медиа, так и, особенно, в социальных сетях было распространено достаточно много критических, а порой даже выходящих за рамки этики материалов.
"Указанное в документе замечание "11 телевизионных каналов остаются основным источником политической информации в стране. Структура владения данными вещательными компаниями непрозрачна" превышает полномочия миссии", — подчеркивается в заявлении ЦИК.
Ведомство напоминает, что в 42 государствах-членах Совета Европы диффамация считается преступлением, в 39-ти из этих государств за данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
"Несмотря на это, в избирательных отчетах, связанных с подавляющим большинством стран-членов ОБСЕ, диффамация не была расценена как факт, ограничивающий политическую агитационную кампанию. Поэтому проведение такой оценки в связи с Азербайджаном является проявлением селективного подхода и подхода с позиции двойных стандартов. Следует также отметить, что на протяжении многих лет азербайджанские суды на практике не применяют наказания в виде лишения свободы за диффамацию. К сожалению, наблюдательная миссия высказала замечание, не изучив это обстоятельство", — говорится в заявлении.
В заявлении подчеркивается, что больше всего у Центральной избирательной комиссии вызывает сожаление тот факт, что 360 наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ и ПА Совета Европы, составляющих почти 40% иностранных наблюдателей (270 из них являются наблюдателями БДИПЧ ОБСЕ), единолично присвоили себе функцию единственного неопровержимого судьи последней инстанции.
"В отчете указанной наблюдательной миссии используется не термин "наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы", а напрямую термин "международные наблюдатели", что является откровенным доказательством, по меньшей мере, неуважения и высокомерия в отношении иностранных наблюдателей, представляющих 59 стран и многочисленные международные организации", — говорится в заявлении.
В заключение ЦИК подчеркивает, что не преследует цели полного анализа бездоказательного, полного противоречий предвзятого отчета наблюдательской миссии и надеется, что в ее итоговом отчете в связи с проведёнными в Азербайджанской Республике 11 апреля 2018 года внеочередными выборами Президента Азербайджанской Республики вышеуказанные и другие многочисленные несоответствия будут устранены.
"В противном случае Центральная избирательная комиссия с чувством большого сожаления вынуждена будет приостановить сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, представители которой составляют абсолютное большинство указанной миссии", — говорится в заявлении.