БАКУ, 2 апр — Sputnik, Елена Старостина. Проводимые Бахрейном в соответствии с задачей по увеличению ресурсов страны геологоразведочные работы себя оправдали: в воскресенье, первого апреля, Высшим комитетом по природным ресурсам и экономической безопасности объявлено об открытии нового месторождения нефти и газа, что наверняка вызовет беспокойство у большинства участников нефтяного рынка.
Как сообщает агентство BNA, в объявлении Комитета отмечается, что обнаруженное месторождение по своим запасам является крупнейшим в истории островного государства.
Учитывая, что начальные промышленные ресурсы открытого в 1932 году нефтегазового месторождения Авали (Джебель ад-Духан) — являющегося одним из самых больших в мире — оценивались в 136 миллионов тонн нефти и 530 миллиардов кубометров газа, нынешняя находка выглядит многообещающей. Как заявлено Национальным управлением по нефти и газу, основанные на результатах разведочного бурения прогнозы показали наличие здесь значительных объемов нефти, не говоря уже о больших запасах глубоко залегающего газа.
Азербайджан увеличит инвестиции в Турцию на миллиарды долларов >>
Однако, это прекрасное событие для экономики Бахрейна, чьи нефтегазовые ресурсы в настоящее время, мягко говоря, исчерпаны (по некоторым оценкам, действующих месторождений достанет только до 2025 года) для прочих нефте- и газоэкспортеров, скорее всего, стало не самой лучшей новостью дня. Исключение не составят ни арабские страны, ни Иран, готовящийся (если США не преподнесут Тегерану новый сюрприз в виде санкций) активно экспортировать углеводороды, ни Азербайджан, ни Венесуэла и иже с ними.
Нетрудно представить, как менеджмент глобальных энергокомпаний перепроверял бахрейнскую информацию, надеясь, что это всего лишь первоапрельская шутка. Причина очевидна: даже при том, что добыча на новом месторождении начнется далеко не завтра, появление нового достаточно весомого игрока на нефтяном рынке повлечет за собой значительные перемены, и первой из них, скорее всего, станет падение цен.
До настоящего времени Бахрейн особого веса в нефтяном мире не имел, несмотря на уже упомянутое колоссальное месторождение Авали. Собственно, на нем и зиждется экономика островного государства, до 1932 года экспортировавшее только жемчуг (хотя и в значительных объемах) и сельхозпродукты (в объемах намного менее солидных). Освоение Авали началось очень быстро — уже в 1933 году, и с того времени нефтяные ресурсы положили начало процесса развития Бахрейна.
Эксперт объяснил, какую выгоду принесет Азербайджану вступление в ОПЕК >>
Тем не менее, ежегодная добыча оставалась сравнительно невелика и падала год от году: к примеру, в 2015 году в стране было добыто 18,462 миллиона баррелей нефти (немногим более 2,5 миллиона тонн), в 2016 году — 17,760 миллиона баррелей, или порядка 2,4 миллиона тонн. Для сравнения, Азербайджан в среднем ежегодно экспортирует 40 миллионов тонн.
Сейчас ситуация может резко измениться. Используя современные технологии разработки месторождений, Бахрейн может добиться высокой отдачи от нового проекта. Притом, цифры прогнозируемых запасов в открытую не озвучивались, и остается только гадать, какой силы будет давление на нефтяной рынок. (К слову, сама эта интрига способна обвалить котировки "черного золота" уже сейчас.) В официальном сообщении указывалось, что новый сырьевой ресурс "повысит конкурентоспособность Бахрейна позволит и осуществлять свои проекты и инициативы в области развития" — следовательно, не приходится рассчитывать, что королевство гуманно законсервирует месторождение на неопределенный срок.
Мы пока говорим только о нефти, поскольку с газом придется подождать: освоение глубоко залегающих запасов требует значительного времени. Но, памятуя, что газ называют топливом будущего, страна в накладе не останется.
Технологии, нефть, туризм: что Азербайджан готов предложить Эр-Рияду >>
В настоящее время нефтедобывающие страны старательно манипулируют объемами добычи нефти, пытаясь поддержать выгодные цены на нее. Результат более-менее удовлетворительный, на уровне оптимальных для мировой экономики 70 долларов за баррель. Это — плоды соглашения о "заморозке" нефтедобычи, заключенного членами Организации стран-экспортеров нефти (ОРЕС).
Напомним, в декабре 2016 года 24 страны договорились о сокращении с января на полгода добычи нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки. В частности, на 1,2 миллиона баррелей нефтедобычу сократят 13 стран, входящих в ОРЕС, на 558 тысяч баррелей — 11 стран, не входящих в картель, в том числе Азербайджан. В ходе последнего, 173-го заседания ОРЕС+, состоявшегося 30 ноября 2017 года, сторонами достигнуто новое соглашение о продлении сокращения нефтедобычи до конца 2018 года.
Если кому интересно — Бахрейн как раз входит в число одиннадцати "присоединившихся". Не являясь членом ОРЕС, это островное государство теоретически может выйти из соглашения по "заморозке" нефтедобычи в любое время. Помешать ему может разве что Саудовская Аравия, опекающая маленького соседа (и даже делящая с Бахрейном пополам поступления от освоения не находящегося на бахрейнской территории саудовского шельфового месторождения Абу-Сафа, где объемы добычи составляют 300 тысяч баррелей, или 41,1 тысячи тонн в сутки). Но на этом этапе в игру вступят уже отнюдь не экономические мотивы, и зная, как лихо закручен геополитический сюжет в том регионе, предсказать, какую позицию займет Эр-Рияд, весьма сложно.
Еще меньше нефти: Азербайджан перевыполнил обязательства по "заморозке" >>
Впрочем, Бахрейну и необязательно отказываться от своего сотрудничества с ОРЕС, чтобы получить сверхприбыль от своей новой нефтяной "кладовки". В свое время добыча и переработка нефти составляли до 70% бахрейнского валового внутреннего продукта, причем значительные объемы сырья импортируются. Так что стране достаточно тряхнуть стариной, немного вложиться в модернизацию имеющихся и создание современных перерабатывающих предприятий, и получать условно ненефтяную прибыль со своей новой нефти.
Сейчас Национальному управлению по нефти и газу Бахрейна дана высочайшая директива определить объем возможных извлекаемых запасов нового месторождения и подготовить план его разработки. Так что для игроков нефтяного рынка лучшим решением будет — отложить авральный режим до оглашения итогов этой работы. И уж тем более не теребить до тех пор цены.